За первое полугодие рынок страхования в Украине вырос на 23% – до 20 млрд грн валовых страховых платежей. Фактически страна переживает ренессанс страховой отрасли. Тем не менее, Госфинуслуг отмечает, что количество жалоб на страховые компании продолжает расти. Количество страховщиков, несвоевременно производящих выплаты своим клиентам, все время увеличивается.
На фоне роста рынка, который продолжается уже несколько лет, новостью стала продажа компании AXA, которая занимала первое место по объемам страхования в стране, канадской Fairfax Financial. Новый собственник, которому актив, по оценкам, обошелся в $15 – 17 млн, переименовал AXA на ARX и начал готовить собственную стратегию развития на страховом рынке.
О том, что происходит со страховым рынком, что ожидает бывшую АХА и как выбрать себе надежную страховую компанию, рассказал глава ARX Андрей Перетяжко.
— Что, собственно, происходит на рынке страхования? Как он изменился за последнее время?
— Если мы говорим о последних трех-четырех годах, то тут очевидны две тенденции. Во-первых, рынок после кризиса вырос. Этот рост проходит гораздо более быстрыми темпами, чем, например, инфляция или рост ВВП. Это положительно. Это означает, что и корпоративные клиенты, и физические лица, начинают возвращаться к страховым услугам, защищать свои имущественные интересы, свой бизнес, свое здоровье. Экономически мы растем быстрее, чем в целом экономика Украины. Например, мы считаем, что в этом году классический рынок страхования будет расти примерно на 15 – 20%, так же было в предыдущем году. Это позитив.
Вторая тенденция не такая положительная. К сожалению, с 2014 года страховой рынок продолжает оставаться «невычищенным». На банковском рынке Национальный банк смог провести реформы, смог «почистить» рынок от неплатежеспособных, непрозрачных банков, которые занимались различными финансовыми схемами, принимали участие в отмывании средств. В нашем секторе, к сожалению, это еще не произошло. Мы ждем политическое решение, которое бы позволило сделать то же самое и у нас. Сделать систему такой, которая соответствовала бы требованиям европейского законодательства.
То есть страховые компании должны быть прозрачными, они должны быть капитализированы, они должны придерживаться принципов резервирования под будущие выплаты. И они должны быть клиентоориентированными. То есть относиться к своим клиентам таким образом, как этого требуют европейские стандарты. Выплачивать страховые возмещения в сроки, указанные в договоре страхования. И вообще думать о своем будущем на этом рынке.
— На рынке сегодня немало компаний, которые не производят своевременные выплаты по страховым случаям. С чем это связанно?
— Для страхового рынка Украины 280 лицензий, которые сегодня существуют в реестре, – это многовато. Кроме того, мы видим, что из 280 компаний зарегистрированных менее 100 реально работают и предоставляют страховые услуги. То есть больше половины компаний — спящие, которые вообще не осуществляют деятельность. На рынке есть много тех, кто действительно строит долгосрочные стратегии. Те, кто профессионально относятся к своим обязанностям, которые думают о клиентах, которые платежеспособны. В основном это компании с иностранным капиталом. Хотя есть и украинские компании с украинским капиталом, которые стараются соответствовать высоким стандартам оказания страховых услуг.
Почему мы находимся в такой ситуации? Возвращаясь к банковскому рынку, отметим, что там также было почти 200 банков на начало 2014 года, а на сегодняшний день у нас всего 80 банков. То есть когда регулятор начал действительно требовать капитал, требовать прозрачность конечных владельцев, требовать резервирования под будущие риски, выплаты, то около 120 банков ушли с рынка. Сразу изменилось отношение к бизнесу и у акционеров банков, и у людей, которые сотрудничают с ними. Как только рынок стал прозрачным, регулятор потребовал платежеспособность, ликвидность, сразу же ситуация изменилась кардинально. В страховании нам нужны, в первую очередь, законодательные изменения. Должны быть внесены изменения в законы. В первую очередь, это закон о финансовых услугах. Это закон о страховании, который, кстати, очень долгое время не меняется. Это и другие нормативные акты или законы, регламентирующие деятельность регулятора финансовых услуг, рынка финансовых услуг.
Мы все знаем, что есть так называемая реформа СПЛИТ. То есть разделение функций между комиссией, которая является регулятором для страхового рынка, Нацкомфинуслуг, и комиссией по рынку ценных бумаг и фондовому рынку, и также Национальным банком. Нужен переход в Национальный банк для страховщиков и финансовых компаний. И переход под надзор в Комиссии по ценным бумагам компаний, занимающихся негосударственным пенсионным обеспечением. Эта реформа была заявлена еще в 2015 году. Верховная Рада приняла в первом чтении закон. Но с тех пор, к сожалению, во втором чтении Верховная Рада не принимает это решение. Кто является оппонентом этой реформы? Не могу назвать поименно. Но в целом это политики, которые стоят за сомнительными страховыми компаниями, которые не хотят, чтобы они попали под «чистку».
— Предположим, я – потребитель страховых услуг, и у меня есть проблемы с тем, что мне не возвращают страховые выплаты. Что мне нужно делать в этом случае?
— Если мы говорим о жалобах, то на сегодняшний день существует один механизм для всех клиентов страховых компаний и потерпевших — это регулятор, Нацкомфинуслуг. У него есть функции наказывать тех, кто виноват. И клиент, или пострадавший, может обратиться с жалобой на страховую компанию, которая не выплачивает или оттягивает момент выплаты страхового возмещения.
— Будет ли это эффективно?
— Я могу сказать, что регулятор просматривает каждую жалобу. Это факт. В принципе, в большинстве случаев это эффективно. Может это не очень быстро, но эффективно. Если мы говорим об обязательном страховании гражданской ответственности, где есть четкая регламентация сроков выплат страховых возмещений, есть соответствующий закон, то в этом случае можно еще обратиться также в Моторное страховое бюро Украины. Если мы говорим об имущественном ущербе и споре между клиентом и компанией, по размеру возмещения, то лучше обращаться в суд. Он примет во внимание ваш договор страхования, каким образом страховая компания или эксперт оценивал ущерб, соответствует ли это договора страхования правилам страхования и так далее.
— Как выбрать себе надежную страховую компанию?
— Два года назад регулятор, Нацкомфинуслуг, начал впервые публиковать информацию обо всех страховых компаниях. Пока ее недостаточно, чтобы проанализировать деятельность компании за длительный период. Но там достаточно четко видно, какие выплаты делает страховая компания, сколько налогов платит, является ли она прозрачной. А также кто ее акционер.
В принципе, клиент может провести простой анализ и сказать: эта компания действительно выглядит надежной, а эта нет. Но если говорить более реалистично, то за последние 10 лет рынок стабилизировался. На рынке есть лидеры, которые уже завоевали доверие сотен тысяч, даже миллионов своих клиентов. И это видно, в том числе и в рейтинге.
— На что обращать внимание в рейтинге?
— Открываете и смотрите первые десять компаний. Если им доверяют клиенты долгое время свои деньги (а это не малые средства), то соответственно это профессиональные компании, которые занимаются этим довольно профессионально и давно. Посмотрите на выплаты, которые они делают по этому виду страхования. Если выплаты находятся на высоком уровне, они стабильные, то компании можно доверять. Но все же советую больше получать рекомендаций от людей, которым вы доверяете и которые действительно пользовались сервисом,. Потому что они вам могут сказать, действительно ли компания предлагает адекватную цену за высокое качество сервиса.
— Что будет с украинским страховым рынком в ближайшие год-два?
— Украинский рынок страхования имеет большой потенциал к развитию. Потому что на сегодняшний день проникновения страхования в украинской экономике очень низкое. Это около 1%. Когда в Восточной Европе – это 2 – 3%, а в Западной Европе – это около 7%. То есть потенциал роста рынка очень большой. Но потенциал будет зависеть от трех вещей. Безусловно, от роста экономики. От платежеспособного спроса – насколько у людей будет достаточно денег, чтобы защищать свое имущество, свое здоровье, свою жизнь. И третье — от репутации страховых компаний в Украине.

Фото: Перша шпальта
— Вы готовитесь к очередному экономическому кризису? Думаете, он будет?
— Мы следим за анализом, который делают мировые компании и аналитики. Мы знаем точно, сколько у нас обязательств, которые привязаны к валюте – к доллару, к евро. И мы знаем, сколько обязательств у нас в гривне. То есть наша инвестиционная политика зависит от того, сколько нам нужно будет выплачивать своим клиентам через месяц, два, через год. И от этого формируется наш инвестиционный портфель. Например, сегодня наша пропорция примерно 40% на 60%. То есть 40% нашего инвестиционного портфеля — это инвестиции в твердой валюте, и 60% — это инвестиции в украинские гривны. Это государственные облигации ОВГЗ и это депозиты в ведущих международных и украинских банках.
— За последние несколько лет заниматься бизнесом в Украине стало проще или сложнее?
— Я считаю, что однозначно легче. Мы видим, что бизнес все больше интересуется инвестициями. Многие расширяются. Не во всех сегментах, но в некоторых, например, в ИТ или агробизнесе. Но позитива недостаточно для того, чтобы сдвинуть экономику с места. Это небольшой темп роста ВВП, который мы видим сегодня. Если мы говорим об иностранных инвестициях, которые являются ключевым фактором для сдвига этой тенденции, то сегодня фактически их нет.
— Почему?
— Риски. Люди видят риски, инвесторы видят риски. Политические, внешние риски. Первый фактор – это война и давление страны-агрессора. Второй фактор — это наши внутренние политические риски. Сформируется ли правительство, Верховная Рада, будут ли они дееспособны для того, чтобы принимать решение, будут ли продолжены реформы? Это пока вопрос. Третье — это коррупция. Фактор, о котором говорят все инвесторы. Если сегодня вы знаете, что есть риск, что к вам придет кто-то и выпишет вам штраф, который съест вашу прибыль за целый год, то это не повысит вашу уверенность в необходимости инвестировать. У нас, например, был судебный процесс с налоговой, который длился более двух лет. Мы дошли до высшего суда, выиграли его. Только после этого мы списали те штрафы, которые нам наложила налоговая.
— Вас купила канадская группа Fairfax Financial. Почему вообще произошла эта сделка?
— Группа АХА несколько лет назад приняла решение о том, что она уменьшает присутствие на небольших и не быстро растущих рынках. Украина, к сожалению, относится к такому рынку. То есть рынок страхования не очень большой для такой мировой группы. Он не быстро растущий, плюс политические риски, которые присутствуют на сегодняшний день в Украине, не дают уверенности любому инвестору, который присутствует здесь.
Поэтому было принято решение найти нового акционера для нашей компании. И в прошлом году, после раунда переговоров с разными представителями страхового бизнеса из разных стран, победителем в этом тендере стала канадская группа Fairfax, которая уже присутствует в Украине и как владелец страховой компании. В 2015 году Fairfax уже купила компанию «QBE Украина», которая сегодня носит название Colonnade. Группа также размещает часть инвестиций в Украине, владеет некоторыми крупными пакетами в больших агрокомпаниях.
То есть Fairfax верит в Украину в долгосрочной перспективе. И будучи страховщиком, обратила внимание на нашу компанию и предложила одни из самых лучших условий для покупки. Поэтому в октябре состоялось подписание, в феврале сделка была закрыта.
—Какова сумма сделки?
— Сумма сделки официально не разглашается. Но можно сказать, что сегодня мы говорим о десятках миллионов долларов.
— В вас будут инвестированы дополнительные деньги?
— Наша компания работает на рынке 25 лет. Последние 11 лет мы работали под брендом АХА. Из них 9 лет компания была прибыльной. Мы сегодня не нуждаемся в дополнительном капитале. Мы продолжаем оставаться прибыльными для своих акционеров. Поэтому пока речь о дополнительных инвестициях не идет.
— Какая по итогам этого году у вас будет EBITDA?
— Мы в прошлом году показали рекордную прибыль. Согласно международным стандартам, около 160 миллионов гривен чистой прибыли, что составляет порядка 40% к нашему капиталу. Но это был рекордный результат. В этом году, в связи с дополнительными инвестициями в ребрендинг, прибыль будет меньшей, но она будет не меньше, чем 15 – 20% ROI к нашему капиталу.
— Как изменится ваша стратегия после продажи?
— Стратегия компании не меняется. Она нацелена на то, чтобы расти. Но этот рост должен приносить прибыль. Мы должны отвечать запросам акционеров по уровню доходности на вложенный капитал.