Facebook Pixel

Читинг, коррупция, воздушные тревоги во время НМТ и другие риски вступительной кампании-2022 — в интервью с образовательным омбудсменом

В условиях полномасштабного вторжения России вступительная кампания в Украине претерпела существенные изменения: ВНО пришлось заменить на мультипредметный тест, учитывающий все экстренные условия, в которых оказались украинские абитуриенты.

Тысячи украинских выпускников сегодня стали переселенцами, беженцами или живут на временно оккупированной территории. Поэтому главная задача государства при таких обстоятельствах — организовать и провести вступительную кампанию честно и прозрачно, как ВНО, сделать все, чтобы вернуть в Украину молодое поколение украинцев.

В интервью The Page образовательный омбудсмен Сергей Горбачев рассказал о главных рисках и особенностях мультипредметного теста.

Мультипредметный тест на оккупированной территории, для переселенцев и беженцев

Какие риски могут возникать в организационной части, в частности, при тестировании переселенцев, беженцев с оккупированных территорий?

На временно оккупированных территориях провести национальный мультипредметный тест невозможно даже теоретически, ведь с одной стороны, это очень опасно, а с другой — на этих территориях отсутствует интернет, поэтому нет технических возможностей.

Тестирование будет проходить во временных экзаменационных центрах только на безопасных территориях Украины и за границей. К сожалению, наибольшим риском для абитуриентов с временно оккупированных территорий является то, что из-за опасности они будут иметь очень мало возможностей выехать на безопасную территорию для сдачи тестирования, а кого-то просто могут не пропустить на блокпостах.

Для всех абитуриентов на территории Украины, в частности, детей-переселенцев, остается риск воздушных тревог во время тестирования. Если при сдаче теста начнется воздушная тревога, абитуриент сможет прервать прохождение тестирования и будет переведен на время тревоги в безопасное место.

После завершения тревоги он продолжит сдавать тест с той минуты, на которой завершил. Однако если тревога продлится несколько часов, то абитуриент будет вынужден заново сдавать тестирование уже во время дополнительной сессии в другой день.

Помещения для проведения тестирования должны быть технически хорошо оборудованы: иметь интернет-подключение, электроснабжение, ведь даже при обычных условиях могут возникать проблемы, а во время войны — особенно. Поэтому там, где есть возможность, необходимо обеспечить резервное питание на случай исчезновения света. Также в помещении должно быть укрытие или бомбоубежище.

За рубежом важна синхронизация тестирования по времени, ведь время между странами отличается.

Каким детям, по вашему мнению, будет труднее сдать тест — беженцам или с оккупированных территорий?

Сложно сравнивать, ведь у детей, остающихся на оккупированных территориях, свои трудности, а у детей, находящихся за границей, — свои. Все мы понимаем, что, к сожалению, как я уже отмечал, не все абитуриенты, находящиеся на оккупированных территориях, смогут выехать на безопасную территорию для сдачи тестирования. Кроме того, дети, живущие на этих территориях, вынуждены, прежде всего, спасать собственные жизни и жизни своих родных, прятаться в подвалах и готовиться к тестированию под обстрелами.

Будущие абитуриенты, находящиеся за границей, в зависимости от страны пребывания иногда вынуждены учиться дистанционно в своем учебном заведении и параллельно в учреждении образования страны пребывания. Это создает для них двойную нагрузку. Также они проходят адаптационный период: к языку, учебному заведению, особенностям страны и т. п., что вызывает дополнительные трудности.

По информации главы комитета по вопросам образования, науки и инноваций в Верховной Раде Украины Сергея Бабака, для абитуриентов, находящихся за границей, рассматривается возможность проведения НМТ в странах Европы, в частности, в образовательных тестовых центрах столиц этих стран. Проводится соответствующая работа, и уже есть предварительная договоренность о создании таких центров, в частности, в Польше, Германии, Италии.

Что посоветуете делать детям из США, Австралии?

Для проведения теста принципиально важна его временная синхронизация. Поэтому организовать процесс сдачи НМТ в Америке, Австралии или Азии невозможно. Единственное, что остается посоветовать абитуриентам в этой ситуации, — по возможности запланировать на время экзамена временно вернуться в Украину на безопасные территории, чтобы сдать тест, или в европейскую страну, где будет проходить тестирование.

Согласно приказу МОН № 434 от 12.04.2022 года об организации и проведении НМТ, в определенные сроки абитуриент сможет на своей информационной странице участника тестирования подтвердить желание сдать НМТ и выбрать название удобного населенного пункта для прохождения тестирования.

Насколько организация вступительной кампании отвечает мобильности? Есть много переселенцев, продолжающих переезжать. Нужно ли будет прикрепляться и предусмотрена ли возможность перемещения, например из-за боевых действий?

Каждый зарегистрировавшийся для участия в тестировании на своей информационной странице обязательно должен подтвердить желание сдавать этот тест, а также в определенные сроки сообщить организаторам о том, в каком регионе будет находиться. На информационной странице абитуриента будет функция, с помощью которой он сможет изменить место прохождения тестирования. Согласно приказу МОН № 434 от 12.04.2022 г. об организации и проведении НМТ, с 20 мая по 7 июня абитуриент на своей информационной странице участника НМТ сможет подтвердить желание сдавать мультипредметный тест во время основной сессии, а с 21 июня по 7 июля выбрать название населенного пункта, где участнику будет удобно сдавать НМТ во время основной сессии. Подтвердить желание участвовать в дополнительной сессии можно будет с 8 по 12 июля, а выбрать удобный населенный пункт для участия в дополнительной сессии – с 1 по 10 августа.

Поэтому пока абитуриенты не пройдут тестирование, они либо должны оставаться в том регионе, который указали на своей информационной странице, либо потом приехать в указанный регион для сдачи тестирования. Ведь в зависимости от того, в каком регионе абитуриент будет находиться, его распределят в соответствующий центр тестирования.

Как будут оценивать во время сдачи мульпредметного теста — 2022

Устный опрос — как это будет проходить? И можно ли гарантировать справедливость оценки...

К сожалению, вступительное испытание только в форме индивидуального устного собеседования содержит существенные коррупционные риски.

Согласно недавно утвержденному Порядку приема на обучение для получения высшего образования в 2022 году, собеседование предусматривает очную оценку подготовленности поступающего по одному, двум или трем предметам (составляющим), по результатам которого за каждый предмет (составляющую) выставляются оценки по шкале от 100 до 200 баллов, или принимается решение об отрицательной оценке поступающего («неудовлетворительно»).

В соответствии с пунктом 11 раздела 7 Порядка приема индивидуальные устные собеседования проходят по программам ВНО. Но именно председатель приемной комиссии утверждает порядок оценивания по результатам индивидуального устного собеседования, включающий структуру итогового балла.

То есть нет единых, определенных для учреждений высшего образования критериев проведения и оценки индивидуального устного собеседования, что порождает коррупционные риски как со стороны абитуриентов, так и со стороны руководителя и работников учреждений высшего образования.

Например, родители и работники заведения могут «найти способы» договориться о заблаговременном незаконном уведомлении о вопросах и «правильных» ответах на собеседовании для абитуриента или о надлежащей оценке абитуриента за вознаграждение.

Кроме того, правила приема на обучение для получения высшего образования в заведении высшего образования и положения о приемной комиссии высшего учебного заведения в этом году утверждает именно руководитель учреждения высшего образования, а не коллегиальный орган. А это влечет за собой дополнительные коррупционные риски для избрания руководителем выгодной ему приемной комиссии. Совместно с НАПК мы работаем над минимизацией рисков во время вступительной кампании 2022 года.

Как можно избежать злоупотреблений во время тестирования, например так называемого читинга (подсказок и списывания)?

Как и ВНО, НМТ абитуриенты сдают во временных экзаменационных центрах под наблюдением инструкторов. Каждый абитуриент будет сдавать тестирование в компьютерном формате на специально подготовленных компьютерах. Все эти условия должны минимизировать риск академически неблагополучного поведения абитуриента при выполнении НМТ.

Банк задач ВНО формирует Украинский центр оценивания качества образования, задачи НМТ также формируются УЦОКО, то есть обеспечивается секретность задач. Абитуриенты не могут получить задания теста и выполнить их заранее или предоставить задание для выполнения вместо них, что, к сожалению, возможно во время вступительного экзамена в форме индивидуального устного собеседования или творческого конкурса, например по дизайну.

Чем вообще отличается содержание НМТ от ВНО? Уже существует мнение, что вопросы будут проще. Это будут вопросы только из школьной программы или дополнительной тоже?

Вопросы не будут упрощенными — они будут более ключевыми, потому что нужно тщательно подобрать их, чтобы получить результат, который можно корректно ранжировать. Пока реального тестирования еще не было — видим лишь демонстрационный тест на сайте Украинского центра оценивания качества образования, который, на мой взгляд, фиксирует этот принцип.

Задания каждого блока национального мультипредметного теста соответствуют действующей программе ВНО по каждому предмету тестирования. В то же время есть определенные важные изменения, о которых абитуриенту нужно знать и учитывать во время подготовки. К примеру, задач по украинской литературе во время теста не будет — это нужно учесть.

Задания по тому или иному разделу языкознания в целом соответствуют содержанию тестов ВНО по украинскому языку. Но разделам «Стилистика» и «Развитие речи» уделяют несколько меньше внимания из-за компьютерного формата тестирования. Не будет задач, предусматривающих предоставление открытого письменного короткого и развернутого ответов — только тесты.

Задания по математике соответствуют программе уровня «стандарт», не будет заданий открытой формы с развернутым ответом, но будет 2 задания открытой формы с кратким ответом.

Задания по истории Украины будут касаться только периода «История Украины 1914 г. – начала ХХІ ст.».

Справедливо ли, по вашему мнению, выбраны именно эти три предмета, ведь дети готовили и другие?

Украинский язык, математика и история Украины — это обязательные предметы, которые выпускники должны давать во время государственной итоговой аттестации. В то же время украинский язык и математика должны быть обязательными предметами ВНО в 2022 году. Поэтому в любом случае будущие абитуриенты уже должны были сдавать эти предметы на ГИА и ВНО.

В сравнении с ВНО темы блока задач по истории Украины для национального мультипредметного теста значительно сокращены. Они содержат только задачи, относящиеся к историческому периоду «Украина 1914 г. – начала ХХІ ст.», то есть только тех тем, которые раньше были составляющими ГИА в форме ВНО. Поэтому выпускники, которые не планировали сдавать историю Украины на ВНО и еще не готовили ее для ГИА, имеют достаточно времени, чтобы подготовиться к блоку по истории Украины.

Относительно тестирования по иностранному языку: кроме английского, в украинских школах изучают еще французский, немецкий, испанский языки. Это значит, что нужно было бы проводить еще как минимум четыре экзамена по иностранному языку и для каждого готовить отдельные задания, пункты тестирования. За неимением времени, ресурсов и в связи с вопросами безопасности участников образовательного процесса невозможно подготовить необходимое количество задач, аудиторий.

Усилия выпускников, готовивших на ВНО химию, физику, биологию, иностранный язык или другие предметы, не были напрасными, ведь после поступления знания по этим предметам понадобятся им для обучения в высшем учебном заведении по выбранной специальности.

Потеря выпускников в Украине в 2022 году

Есть ли прогнозы относительно того, какую часть выпускников мы потеряем, ведь многие дети оказались в Европе, а там предлагают немало привлекательных бесплатных программ обучения.

Мне о таких прогнозах неизвестно. По данным ООН, из Украины за границу уехали уже более 6 миллионов человек (взрослых и детей). Около половины из них – дети. Но, например, по данным издания Forbes, к концу апреля домой вернулись уже 25% беженцев и ВПЛ, однако эти данные являются оценочными и не претендуют на точность.

Точных данных о количестве учащихся с разбивкой по возрасту, к сожалению, у нас пока нет. Хочется надеяться, что постепенно почти все украинцы, вынужденно уехавшие за границу, вернутся домой.

Сейчас наша основная задача — продемонстрировать абитуриентам максимальную поддержку государства во время вступительной кампании и то, насколько нам нужно возвращение в Украину нашего молодого поколения выпускников. В частности, мы должны обеспечить надлежащую организацию НМТ, чтобы абитуриенты почувствовали, что они могут безопасно сдать тестирование. Также значительная ответственность сейчас лежит на каждом руководителе высшего учебного заведения, который самостоятельно утверждает правила приема в свой вуз, — они должны продемонстрировать, что вступительная кампания 2022 года будет честной и прозрачной и что борьба, которая сейчас происходит за наше цивилизованное будущее, не напрасна.

Поблагодарить 🎉