«Ситуация в экономике – лучшая за пять лет». Министр финансов о том, что ждет страну в ближайшее время

Фото: Кабинет Министров Украины

На прошлой неделе министр финансов представила в Раде закон о государственном бюджете на 2020 год. Согласно документу, рост ВВП в следующем году составит 3,3%, инфляция — 6%, а курс доллара — 28,2 грн. В министерстве ожидают, что к концу 2020 года государственный долг составит 46,7% ВВП. Чтобы этого достичь, в следующем году около трети доходов государственного бюджета отдадут на выплату и обслуживание внешнего и внутреннего долга. Эти прогнозы сделаны на фоне беспрецедентного роста экономики Украины, увеличения объемов экспорта и укрепления гривны. Впрочем, несмотря на такие оптимистические ожидания, Минфин не учитывало в своих прогнозах возможный мировой экономический кризис, о вероятности возникновения которого предупреждают эксперты. The Page расспросило министра финансов Оксану Маркарову о том, что сейчас происходит с макроэкономикой и готова ли Украина к кризису.

— Когда будет утвержден проект бюджета на следующий год?

— В прошлом году мы утвердили бюджет 22 ноября. И это был самый ранний срок за все годы. Но это абсолютно реалистично. Бюджетная процедура рассмотрения расписана очень подробно и четко в Бюджетном кодексе. Мы планируем ее придерживаться. Я надеюсь, что в этом году нам удастся полностью рассмотреть бюджет в соответствии с бюджетной процедуры. Будет это в ноябре или в начале декабря – говорить сейчас рано. Мы должны понимать, что ситуация в этом году достаточно нестандартная. Новое правительство назначено 29 августа. Кроме всех сфер, в которых министры должны работать и продолжать реформы, они фактически за две недели должны полностью доработать свои запросы в новый бюджет.

«Будем работать над бюджетом вместе с парламентом. Насколько быстро – посмотрим. Планируем полное и прозрачное рассмотрение – так, как того требует кодекс».

Поэтому понятно, что на двух чашах оказались подача бюджета вовремя и выполнение нормы Конституции и Бюджетного кодекса, а также качественная проработка тех изменений, которые хотел бы видеть каждый министр. Поэтому нас ожидает работа над бюджетом вместе с парламентом. Как быстро мы сможем с парламентом его проработать и утвердить – посмотрим. Планируем полное и прозрачное рассмотрение – так, как того требует кодекс.

— Насколько у нас стабильная ситуация в экономике?

— Мы как раз недавно издали очередной ежемесячный обзор исполнения бюджета за восемь месяцев. Несмотря на то, что есть определенное невыполнение (мы следим за тем, почему оно случилось, и довольно подробно расписали, в чем причины этого недовыполнения), однако цифры относительно дефицита под контролем, соответственно сделаны все расходы, и ситуация достаточно стабильная. В этом году мы даже с небольшим опережением движемся по плану финансирования, развиваем внутренний рынок, заимствуем достаточно длинную гривну, на каждом аукционе в течение последних нескольких месяцев понижаем стоимость нашего долга. А это ключевая задача, которая перед нами стоит, – сделать так, чтобы долг был меньше, дешевле, длиннее. Поэтому можно сказать, что ситуация находится под контролем.

— На прошлой неделе правительство встречалось с представителями Международного валютного фонда. Нужны ли Украине деньги МВФ или любые другие займы?

«Нам чрезвычайно важно быть в программе МВФ. Эта программа нужна для того, чтобы открыть финансирование от всех других возможных инвесторов».

— Нам чрезвычайно важно быть в программе МВФ. Нам нужна программа с МВФ для того, чтобы открыть финансирование от всех других возможных инвесторов – чтобы быть сигналом для инвесторов и доноров, которые могут давать прямые средства в государственный бюджет. Быть сигналом о том, что ситуация действительно под контролем, что МВФ является основным кредитором – он оценивает и дает стороннее подтверждение нашей фискальной и монетарной политике.

Сами средства от МВФ и в предыдущих программах всегда шли преимущественно в резервы Национального банка (резервы сейчас, как мы видим, находятся на достаточно здоровом уровне). Поэтому нужно ли это нам именно для денег – не совсем правильная формулировка задачи. Но мы точно хотим иметь программу, которая будет именно программой действий и откроет для нас другие потенциальные источники. Потому что если посмотреть на бюджет этого года, бюджет 2020-го и бюджет 2021-го, то можно увидеть, что у нас в течение всех этих трех лет зафиксированы очень высокие погашение и выплаты процентов по долгам.

Мы имеем четкий план (он есть в нашей стратегии управления долгом), как этот долг уменьшить, чтобы за три года (а, возможно, и быстрее) выйти из него – если брать во внимание программу нового правительства относительно приватизации, концессий, земельной реформы и более активного управления государственным имуществом. Но в любом случае, за три года у нас должна быть ситуация, когда долг вообще не будет проблемой, которую обсуждают.

— Что будет с инфляцией и курсом гривны по отношению к доллару?

«У нас уже третий год подряд гибкий курс, он колеблется, есть определенные сезонные тренды. Для Министерства финансов почти неважно, какой курс. Нам важно, чтобы фактический курс был максимально близким к тому, который заложен в макропрогнозе – чтобы бюджет был максимально реалистичным».

— Ценовая стабильность – это очень важно. Инфляция, которая должна быть в тех таргетах, который устанавливает Национальный банк, – это также очень важно. Важно для макроэкономической стабильности и сохранения. Относительно курса: у нас уже третий год подряд гибкий курс, он колеблется, есть определенные сезонные тренды. На самом деле, для Министерства финансов, если можно так сказать, почти неважно, какой курс. Нам важно, чтобы фактический курс был максимально близким к тому, который заложен в макропрогнозе, – чтобы бюджет был максимально реалистичным. Поэтому мы за этим смотрим и наблюдаем. С точки зрения макроэкономики более подробно сможет прокомментировать Министерство экономики, Национальный банк. Минфин является потребителем макропрогноза, нас интересует самое главное – чтобы улучшалась его точность и качество.

— Когда можно ждать следующий транш МВФ?

— Это, пожалуй, самый популярный вопрос, который я никогда не комментирую. Мы только начали работу с миссией. Она продлится неделю-две. Я очень надеюсь, что скоро мы выйдем уже с совместным сообщением в отношении наших договоренностей. Пока что рано об этом говорить. Еще раз повторю: для нас не так важно, каким и когда будет транш, – для нас чрезвычайно важно договориться о программе.

— Какие первоочередные реформы вы планируете сделать в Министерстве финансов?

— Я очень сожалею, что нам не удалось в этом году еще предыдущим Кабмином принять трехлетнюю бюджетную декларацию, которую мы подали от Министерства финансов. И это совсем другой, новый документ, который, как мне кажется, очень важен для публичных финансов и для предсказуемости. Но тут вмешался политический процесс — выборы, изменения. Поэтому продолжение реализации среднесрочного бюджетного планирования – это первейший приоритет. И я надеюсь, что в следующем году мы выйдем уже как новое правительство с трехлетней бюджетной декларацией, которая покажет, куда страна будет двигаться следующие три года.

— По вашему мнению, готова ли Украина к экономическому и финансовому кризису?

— Мы делаем абсолютно все для того, чтобы Украина была к этому готова. Первое – работаем с нашим долгом. Мы взяли займы под контроль, потому что, как показывает опыт других стран, во время кризиса непомерные долги (в которых слишком большой процент долгов в иностранной валюте) влияют то на курс, то на падение валютной выручки – то есть на реальный бизнес. Мы все помним, какая ситуация была с долгом в 2014-2015 годах, до того, как произошла реструктуризация. У нас был непомерный уровень долга, и страна просто не могла его обслуживать. Мы очень близко подошли тогда к ситуации дефолта, о котором сейчас никто не хочет вспоминать.

Поэтому первое – это очень активная работа с долгом. В стратегии четко указано, что мы работаем, прежде всего, над развитием местного рынка в гривне. На некоторых аукционах даже не выходим с валютными инструментами. Потому что хотим, чтобы процент украинского долга в гривне был большим. Это добавляет устойчивости.

Второе – мы работаем с нашими официальными международными организациями (Всемирным банком и другими) для того, чтобы брать концессионное, официальное кредитование, которое дешевле, дольше и которое уменьшает процент обслуживания.

«Приватизация — это такие бесплатные, если можно так сказать, поступления. Чем больше мы их получим, тем меньше нам надо заимствовать. Одновременно уменьшаем дефицит».

И третье. Почему приватизация важна? Приватизация — это такие бесплатные, если можно так сказать, поступления. Чем больше мы их получим, тем меньше нам надо заимствовать. Одновременно уменьшаем дефицит. Начиная с 2015 года, каждый год мы уменьшаем дефицит государственного бюджета. То есть, с одной стороны, надо жить в соответствии с собственными возможностями, а с другой стороны, максимально уменьшать то наследство, которое мы получили, развивать бизнес, делать все для того, чтобы ускорился рост ВВП и одновременно делать нашу экономику более устойчивой.

— Считается, что сейчас не лучшее положение финансовой системы Украины за последние пять лет. Так ли это?

— У нас очень хорошие показатели. Рост наблюдается 14 кварталов подряд, инфляция находится в единичных цифрах (то есть меньше 10%), колебания курса есть, но все равно мы находимся в пределах того коридора, который планировался. Поэтому, действительно, ситуация достаточно хорошая. И именно это замечают инвесторы и рейтинговые агентства. За последние несколько месяцев дважды был позитивный пересмотр рейтинга: сначала – японским рейтинговым агентством, затем – Fitch. Я надеюсь, что и следующие будут также положительными. Плюс Fitch не только улучшил наш рейтинг – он изменил прогноз на позитивный. То есть стабильность, которая была достигнута, и начало экономического роста уже замечаем не только мы. Все это как постоянную тенденцию уже отмечают и сторонние беспристрастные аналитики.

— Если это так и все растет, то почему Верховная Рада (особенно бюджетный, финансовый и налоговый комитеты) инициирует увеличение налоговой нагрузки?

«В течение последних нескольких месяцев дважды был позитивный пересмотр рейтинга: сначала – японской рейтинговым агентством, затем – Fitch. Плюс Fitch не только улучшил наш рейтинг – он изменил прогноз на позитивный».

— Давайте разберемся с инициативами. Потому что инициативы, которые сейчас предлагают комитеты, над которыми мы активно работаем, направлены, во-первых, на поддержку реформы таможни – то есть на создание прозрачной и свободной от коррупции таможни. Это закон об экономических операторах, закон о общем режиме транзита, а также изменения в Таможенный кодекс. Все это поможет нам построить такую таможню, принцип которой заложен в концепции, которую мы хотим видеть и которая есть в нашей евроинтеграционной программе.

Второй целый блок вопросов касается выравнивания правил игры для того, чтобы у нас для бизнеса эти правила были одинаковыми. Это то, что касается BEPS [размывание налоговой/налогооблагаемой базы и вывод доходов/прибыли из-под налогообложения — ред]. И мы говорили об этом, дискутировали в течение более двух лет. Бизнес очень активно принимал участие в обсуждениях. Мы имплементируем только первые несколько шагов присоединение к инициативе BEPS для того, чтобы предотвращать размывание налоговой базы в Украине.

Это правильно. Ибо когда один ритейлер работает полностью по правилам и платит налоги, а второй – полностью оптимизирует и избегает этой уплаты, то это абсолютно не повышает конкуренцию. Поэтому пока у нас не будет равных правил игры, мы не сможем сделать следующий шаг, реформировать и уменьшать налоговые ставки. А это обязательно будет следующим шагом после того, как у нас произойдет детенизация экономики.

— Чего все же украинцам ждать до конца года от макроэкономической ситуации?

«После того как произойдет детенизация экономики, следующим шагом обязательно будет реформирование и уменьшение налоговых ставок».

— Я думаю, что по итогам года бюджет будет преимущественно выполнен. По моему мнению, все программы, которые должны быть профинансированы, будут профинансированы. У нас достаточно высокий шанс получить то финансирование, на которое мы рассчитываем, и совершенно планово, спокойно войти в 2020 год. Новый финансовый год, я надеюсь, имеет все шансы стать годом ускоренного роста – несмотря на то, что очень много положительных инициатив, которые сейчас принимаются. Также происходит ускорение определенных реформ, особенно в фискальной и таможенной сфере.

Читать на The Page