Украина – страна контрабанды. Примерно треть всей мелкой бытовой электроники продается по полулегальным или контрабандным схемам. Но это не делает этот рынок менее привлекательным для официальных импортеров, таких как Philips. Генеральный директор украинской дочерней структуры этой компании Сергей Гонтарь в интервью The Page рассказал почему и за счет каких сегментов будут расти продажи, и что дала компании децентрализация. Мы публикуем основные тезисы этого интервью.
О контрабанде
- Объем контрабандной или серой продукции 3 года назад оценивался в 20%. Но из-за более быстрого развития интернет-торговли эта доля увеличилась почти до 30%, а в некоторых категориях даже до 60%. Прежде всего, это касается инновационных товаров, которые люди покупают через Интернет.
- При этом контрабандная продукция не всегда поддельная. Часто это товары, официально приобретенные за рубежом, но привезенные в Украину нелегально, без уплаты всех налогов.
- Сейчас многие считают, что борьбе с нелегальным ввозом поможет «закон о трех посылках». Однако таким импортерам как Philips он вряд ли поможет. Ведь большинство контрабанды их продукции попадает в Украину другими путями.
О тенденциях на рынке мелкой бытовой техники
- В прошлом году он увеличился на 30%. Но с начала этого года темпы замедлились из-за того, что украинцы стали больше экономить на фоне политической неопределенности. Больше всего это сказалось на крупной бытовой технике.
- Замедлились также темпы роста продаж мобильных телефонов. Зато продажи инновационных товаров, таких как электрические зубные щетки, фотоэпиляторы, аккумуляторные пылесосы, стремительно растут.
- Уровень проникновения инновационных товаров среди домохозяйств у нас еще очень низкий, лишь 2 – 5%. Для сравнения, в Польше или Румынии этот показатель достигает 10%, не говоря уже о странах Западной Европы, где проникновение инноваций составляет не менее 30%, например, во Франции и Германии.
- Рынок мелкой бытовой техники в Украине оценивается в 9 млрд грн, его можно удвоить через 3 – 4 года, если рост продолжится такими же темпами. В первую очередь за счет иновационных товаров.
О влиянии децентрализации на продажи
- Последние несколько лет в Украине наблюдается стремительный рост продаж медицинского оборудования, их доля в бизнесе компании составила уже 10%. Это последствия двух реформ: большей прозрачности государственных закупок и их децентрализации. Благодаря этому крупнейшим потребителем в этой категории стали государственные медицинские учреждения.
- Частный сектор пока довольно небольшой и иногда поляризован. Не в последнюю очередь из-за того, что часть игроков закупает бывшее в употреблении оборудование, завезенное из-за границы.
- В Украине весь рынок диагностического медицинского оборудования пока едва достигает 3 млрд грн.
- На глобальном рынке на медицинские системы приходится почти половина бизнеса Philips.
О перспективах открытия производства в Украине
- У Украины есть несколько экономических преимуществ: соотношение качества и стоимости рабочей силы и очень удобное географическое положение. Но большие риски, связанные с капитальными инвестициями и до сих пор преобладают. В краткосрочной перспективе компания не планирует открывать производства в Украине.