События на Ближнем Востоке в последние дни привлекают все большее внимание цивилизованного мира. Ведь здесь разворачивается вооруженное противостояние США и Ирана, и чем оно завершится, совсем непонятно.
На этом фоне произошло трагическое для нашей страны событие. 8 января в 4:42 по киевскому времени, через две минуты после взлета, исчез с экранов радаров авиалайнер Boeing 737-800 NG (UR-PSR) авиакомпании «Международные авиалинии Украины», выполнявший рейс Тегеран — Киев. На его борту в тот момент находились 174 пассажира (из них 147 — выходцы из Ирана) и 9 членов экипажа (все они – граждане Украины).
Иранские авиационные власти заявляют о возгорании двигателя, перекладывая тем самым вину на «МАУ».
Очень скоро стало понятно, что самолет потерпел крушение в 50 километрах на северо-восток от точки взлета. Причем произошло это после сильного пожара. Практически сразу информация попала в зарубежные СМИ, официальная информация от компании-перевозчика появилась только в 10:00 — через пять часов после катастрофы.
На вечер 8 января версий произошедшей трагедии было уже несколько.
Иранские авиационные власти заявляют о возгорании двигателя, перекладывая тем самым вину на «МАУ». При этом имеются фото и видео, якобы свидетельствующие о пожаре в правом двигателе, а все повреждения конструкции самолета вполне можно отнести к воздействию деталей двигателя, который разлетелся на куски.
Читайте также: Катастрофа в Иране. Почему рано возлагать вину на Украину
При этом нельзя не отметить, что сам самолет — один из самых новых в парке авиакомпании — производства 2016 года (попутно отметим, что формально он в лизинге от компании Varangian Leasing, которая принадлежит Игорю Коломойскому). Мало того, «МАУ» утверждает, что техническое обслуживание авиасудно проходило буквально 6 января.
Однако целый ряд летчиков гражданской авиации в беседе с автором выразили сомнения в том, что только из-за возгорания одного двигателя такой самолет, как «Боинг», может упасть. Опираясь на собственный опыт, они утверждают, что при условии одного неработающего двигателя посадить такую машину вполне реально. Кроме того, система пожаротушения американского самолета — одна из лучших в мире.
Поэтому вполне обоснованной является версия о том, что пожар в двигателе усилился из-за других технических проблем — из наиболее вероятных следует назвать крайне неудачную проводку, которая чисто теоретически вместе с возгоранием двигателя может привести к таким катастрофическим последствиям, как потеря управляемости машины.
Из других версий некоторые специалисты называют ошибку системы ПВО Ирана, а также террористический акт на борту лайнера.
К сожалению, есть большая доля вероятности, что правду об этой трагедии мы не узнаем.
Что касается ПВО, то эта версия выглядит довольно сомнительной — самолет находился в иранском воздушном пространстве, к тому же только взлетел из международного аэропорта. Мало того, одновременно в небе над Ираном находилось как минимум 50 гражданских «бортов» — воздушное пространство никто не закрывал в принципе.
Почему именно борт «МАУ» чисто гипотетически решили обстрелять — решительно непонятно. Как и то, зачем могло понадобиться иранцам взрывать самолет, на котором летели исключительно этнические иранцы (несмотря на разные паспорта, именно так и есть).
Читайте также: В Иране разбился самолет МАУ со 177 людьми на борту: подробности
К сожалению, есть большая доля вероятности, что правду об этой трагедии мы не узнаем. Иран уже заявил, что не намерен передавать «черные ящики» производителю самолета. Пока ничего не понятно с созданием международной комиссии по расследованию, куда, согласно Чикагской конвенции, должны быть включены представители авиакомпании«МАУ»), страны, граждан которой погибло наибольшее количество (в данном случае — Канады) и, собственно говоря, Ирана.
Как должна отреагировать Украина, вполне очевидно — настаивать на включении своих представителей в комиссию по расследованию.
И хотя на базе СНБО был создан оперативный штаб реагирования на ситуацию и, в соответствии с поручением Зеленского, начала работу межведомственная следственная группа, однако о допуске наших специалистов на территорию Ирана речь пока не идет.
Как должна отреагировать Украина, вполне очевидно — настаивать на включении своих представителей в комиссию по расследованию, ведь очевидно, что Иран взял курс на списание катастрофы на техническую неисправность конкретного «борта», что может означать прямое обвинение нашей авиакомпании в халатности к безопасности пассажиров.
Допустить этого никак нельзя – с точки зрения имиджа Украины как государства нужно, чтобы результаты расследования были максимально беспристрастными.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора