Сегодня забота об экологии – это часть корпоративной культуры практически каждой современной компании. Во всем мире все популярнее становится велосипед, а в отдельных городах Европы он является основным средством передвижения.
Инвестиции в развитие велоинфраструктуры приносят пользу не только велосипедистам, но и другим участникам дорожного движения, включая водителей автомобилей. Чем больше велосипедистов, тем меньше загруженность автомобильных дорог и тем заметнее снижается уровень загрязнения окружающей среды.
Несмотря на то, что миллиарды тратятся на создание электромобилей, велосипед все еще остается наиболее экологически чистым видом транспорта.
С учетом востребованности велотранспорта возрастает потребность в велопарковках. В большинстве городов Европы наличие велопарковок в офисных зданиях является одним из основных требований со стороны арендаторов.
К примеру, согласно данным Colliers International, в Копенгагене необходимо предусматривать 2,5 паркоместа для велосипедов на каждые 100 м² офисной недвижимости. А в одном из офисных зданий Польши – Mennica Legacy Towe, площадью 65 тыс. м² – предусмотрено 300 велопаркомест.
Велопарковки классифицируют по принципу формообразования: параллельные, перпендикулярные, вертикальные, круговые, подвесные, приподнятые, арт-объекты. Чаще всего на таких парковках используется П-образная стойка, которая позволяет закрепить велосипед одновременно за колесо и за раму, что значительно снижает вероятность кражи.
Следуя популярной тенденции здорового образа жизни, в Украине появляются представители активного поколения, которые в теплое время года предпочитают добираяться на работу велосипедом вместо автомобиля. Это более выгодно как экономически, так и экологически.
Несмотря на начальный этап развития велоинфраструктуры в нашей стране, спрос на велопарковки также растет. Они обеспечивают удобное размещение велосипедов и при этом занимают мало места. Первая классификация офисных зданий Киева была разработана в 2004 году Форумом операторов рынка недвижимости Украины и утверждена Торговой Палатой США.
Согласно новой системе, все критерии классификации разделены на 5 основных функциональных групп: местоположение, архитектурные особенности, парковка, инженерные системы и управление зданием. Классификация подразумевает два варианта выполнения критериев – обязательное и рекомендуемое. Так, согласно обновленной классификации, одним из рекомендуемых параметров по парковке для офисных зданий класса А и класса B является наличие отдельной велопарковки для арендаторов.
При разработке офисных проектов девелоперам рекомендуется предусмотреть велопарковки как перед зданием (для короткого пребывания), так и на крытом паркинге офисных зданий (для длительного пребывания), что будет способствовать лояльности арендаторов и посетителей бизнес-центров. Например, одно автомобильное парковочное место может быть преобразовано в парковку приблизительно на 10 велосипедов.
При проектировании велоинфраструктуры, особенно в бизнес-центрах вблизи лесопарковых зон, девелоперам рекомендуется предусмотреть грамотную организацию входа/выхода из/на парковки для сотрудников офисного центра в зоны общего пользования (вестибюль, зона рецепции и лифтовые холлы), отдельные помещения для хранения велосипедов, возможно, охраняемую велопарковку внутри здания или специальные комнаты с замком, раздевалки, камеры хранения и душевые кабины.
При этом велоинфраструктура может предоставляться бесплатно как арендаторам, так и посетителям бизнес-центров. Грамотную велоинфрастуктуру необходимо предусматривать на этапе проектирования офисного здания — в готовый объект все вышеперечисленные составляющие (велопарковка, продуманный доступ в здание для велосипедистов, лифты и т.д.) внедрить достаточно сложно.
Продуманная концепция велоинфрастуктуры, в том числе и велопарковка в офисном здании, имеют много плюсов:
- повышают лояльность, в первую очередь, арендаторов офисного здания;
- оказывают положительное влияние на имидж девелопера (на данном этапе развития велоинфраструктуры в Украине внедрение велоинфрастуктуры – отличное маркетинговое событие);
- велопарковки снаружи и внутри здания, в дополнение к автомобильным парковкам, занимают гораздо меньше места.
Но следует также учитывать, что внедрение качественной велоинфраструктуры достаточно затратно, особенно для функционирующих зданий.
По нашему мнению, в краткосрочной перспективе, велосипедная инфраструктура станет обязательным требованием арендаторов при поиске офисных помещений.