Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о противодействии рейдерству» № 340-IX был принят еще в декабре прошлого года, однако часть его положений вступила в силу только через шесть месяцев со дня опубликования — 15 июля 2020 года.
Применение очередного «антирейдерского закона» как части земельной реформы только набирает обороты. Что предусматривают новации?
Важное место среди законодательных новелл занимают вопросы регистрации как прав на недвижимость (в частности, земельные участки) в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, так и земельных участков как объектов гражданских прав в Государственном земельном кадастре.
Стоит отметить, что законодатель продолжает свой курс на налаживание эффективного взаимодействия между Кадастром и Реестром.
Например, ст. 79-1 Земельного кодекса теперь предусматривает отмену госрегистрации земельного участка с прекращением ее существования как объекта гражданских прав в случае, если вещное право не было зарегистрировано по вине заявителя в течение года после соответствующей регистрации.
Это должно стимулировать определенность юридической судьбы такого недвижимого имущества.
В то же время принятие судом решения об отмене госрегистрации земельного участка допускается только с одновременным прекращением таким решением всех прав и обременений, зарегистрированных по такому земельному участку.
Также дополнен порядок государственной регистрации прав на земельные участки.
В частности, в ст. 29 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» № 1952-IV указывается, что госрегистрация права собственности на земельный участок, приобретенного и оформленного до 01 января 2013 года, проводится при наличии соответствующих сведений в Государственном земкадастре.
Поэтому, согласно ст. 20 закона № 1952-IV, заявление о проведении регистрационных действий не принимается при отсутствии в Государственном земельном кадастре сведений о земельном участке (в случае государственной регистрации прав на него).
Отдельной же нормой предусматривается взаимодействие информационных систем Государственного реестра прав на недвижимое имущество и Государственного земельного кадастра (ст. 33 закона № 1952-IV).
Конкретизировано, что государственные регистраторы прав могут получать сведения из Государственного земельного кадастра о правах на земельные участки, зарегистрированных до 2013 года, а также сведения из Государственного земельного кадастра в режиме реального времени.
Аналогично органы, осуществляющие ведение Государственного земкадастра, могут получать информацию непосредственно из Госреестра прав о зарегистрированных вещных правах на земельные участки и их обременениях.
Также они будут получать информацию о цене (стоимости) недвижимого имущества и правах на него или размере платы за пользование недвижимым имуществом по соответствующим договорам.
Таким образом, приведенные изменения должны повысить эффективность взаимодействия регистраторов обеих систем, чтобы «прямые» Кадастра и Реестра не выглядели как «параллельные», а «пересекались». Это должно обезопасить от возникновения несоответствий в данных о земельных участках и вещных правах на них.
Заметной также можно назвать новеллу, направленную на упрощение процедуры получения выписки из Государственного земкадастра в электронной форме.
Извлечение теперь, согласно ст. 38 закона «О Государственном земельном кадастре» № 3613-VI, предоставляется в режиме реального времени.
Кроме того, законом № 340-IX Кабмину поручено до 1 января 2022 года провести инвентаризацию документации по землеустройству.
В соответствии с этой документацией осуществлялось формирование земельных участков и составление правоустанавливающих документов на участки, вещные права на которые зарегистрированы согласно законодательству, которое действовало до 1 января 2013 года, и не прекращены на время проведения такой инвентаризации.
К 15 июля 2020 года Кабмин должен был разработать и утвердить соответствующие порядки проведения инвентаризации документации по землеустройству и проведения сверки сведений Госреестра вещных прав на недвижимое имущество со сведениями Государственного земельного кадастра. Однако по состоянию на конец июля 2020 года новеллы в этой части отсутствовали.
Правда, не можем не вспомнить согласованный Кабмином запуск пилотного проекта по внедрению принципа экстерриториальности в госрегистрации земельных участков, который был предложен Минэкономики и Государственной службой по вопросам геодезии, картографии и кадастра.
В соответствии с временным порядком взаимодействия между государственными кадастровыми регистраторами территориальных органов Госслужбы по вопросам геодезии, с 10 июня 2020 года решение о госрегистрации земельного участка будет принимать любой регистратор, выбранный системой Государственного земельного кадастра по принципу случайности.
Срок осуществления госрегистрации земельного участка по принципу экстерриториальности не должен превышать 7 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления.
Поэтому этот проект призван разорвать связь возможной заинтересованности должностных лиц по месту обращения лица.
В итоге. Надеемся, что изменения в отечественное законодательство о регистрации недвижимого имущества, наблюдаемые в течение первой половины 2020 года, окажут положительное влияние на прозрачность правоотношений в этой сфере и станут одной из опор для успешного завершения земельной реформы в Украине.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора