В последние годы реформирование всего и вся в Украине стало трендом. Не обошлась без желания быть реформированной и сфера интеллектуальной собственности.
Еще в 2015-м Стратегией устойчивого развития «Украина-2020» по вектору безопасности, ориентированному на обеспечение гарантий безопасности государства, бизнеса и граждан, защищенности инвестиций и частной собственности была определена реформа защиты интеллектуальной собственности.
1 июня 2016 Кабинетом министров Украины была одобрена Концепция реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине.
Концепция, среди прочего, предусматривала замену трехуровневой системы государственного управления сферой интеллектуальной собственности двухуровневой.
В 2019 году был представлен проект Национальной стратегии развития сферы интеллектуальной собственности, в котором была отмечена, в частности, необходимость институционального реформирования сферы интеллектуальной собственности.
В рамках реализации концепции 16 июня 2020 Верховная Рада приняла закон №703-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания национального органа интеллектуальной собственности». 14 октября 2020 этот закон вступил в силу.
Введенная законом двухуровневая система правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине предусматривает создание:
(1) Национального органа интеллектуальной собственности Украины (НОИС) —
- государственной организации, осуществляющей полномочия в сфере интеллектуальной собственности и имеющей право представлять Украину в международных и региональных организациях;
- при этом НОИС будет выполнять отдельные публичные функции (властные полномочия) по реализации государственной политики (например, выдача охранных документов на объекты интеллектуальной собственности), а обеспечивать формирование и реализовывать государственную политику в сфере интеллектуальной собственности;
(2) Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.
Итак, два уровня: НОИС и Минэкономики, что, поговаривают, должно обеспечить возможность внедрения «единого окна» для государственных услуг IP-сферы.
К полномочиям НОИС, в частности, отнесены:
- прием заявок, проведение их экспертизы, выдача охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;
- рассмотрение заявлений о признании прав на объекты интеллектуальной собственности недействительными полностью или частично;
- осуществление международного сотрудничества в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности и представление интересов Украины во Всемирной организации интеллектуальной собственности и других международных организациях в соответствии с законодательством;
- осуществление подготовки, аттестации и регистрации патентных поверенных и ведение соответствующего реестра;
- осуществление функций
(а) «получающего ведомства», «Международного поискового органа» и «Органа международной предварительной экспертизы» в соответствии с Договором о патентной кооперации,
(б) «Национального ведомства» и «Ведомства», предусмотренных Гаагским и Женевским актами к Гаагскому соглашению о международной регистрации промышленных образцов,
(в) «Национального ведомства», предусмотренного Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.
В течение трех месяцев после публикации закона не утихали дискуссии о том, каким образом будет создан НОИС, что будет с «Укрпатентом» и другие.
Согласно концепции, а также пояснительной записке к проекту закона, НОИС должен был образовываться на базе государственного предприятия «Украинский институт интеллектуальной собственности».
В конце концов 13 октября 2020 появилось Распоряжение Кабинета министров № 1267-р «О Национальном органе интеллектуальной собственности», которым определено, что государственное предприятие «Украинский институт интеллектуальной собственности» будет выполнять функции Национального органа интеллектуальной собственности.
Такая формулировка Распоряжения минимум вызывает вопрос на счет адекватности процедуры «создания» НОИС, ведь сегодня мы имеем ГП «Укрпатент», которое выполняет функции НОИС.
При этом НОИС не может иметь целью получения прибыли от своей деятельности. Итак, можем ли мы сегодня ставить знак равенства между НОИС и «Укрпатентом»? Не уверена.
Понятно, что бизнесу, скорее всего, не интересны все юридические тонкости создания НОИС, однако ему точно не безразлично, каким образом НОИС будет работать и, конечно же, рано или поздно встанет вопрос: к чему все это было?
Основные стейкхолдеры хотят иметь эффективный государственный IP-сервис, отвечающий реальным потребностям бизнеса, нормально функционирующее национальное патентное ведомство, которое не утопает в бюрократических процессах, а эффективно, качественно и прозрачно выполняет свои функции.
При этом понятно, что институциональная реформа государственной системы охраны интеллектуальной собственности не может быть оторванной от реформы специального законодательства в этой сфере и судебной реформы, в рамках которой предусмотрено создание специализированного суда по вопросам интеллектуальной собственности.
Сегодня все еще остается актуальной потребность в удачном завершении начатых перспективных реформ. Тогда и будут в Украине соответствующий бизнес-климат, инвестиции, а также многое другое...
Примечание. Еще больше вопросов в области интеллектуальной собственности можно будет обсудить с топ-экспертами уже 28 октября на IР UKRAINE NOW 2020 .