Депутатам предлагают вернуть Государственную жилищно-коммунальную инспекцию.
Такие изменения предлагает проект закона об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере ЖКХ (№4403).
Стоит отметить, что до 2011 года государственный контроль за соблюдением законодательства, стандартов, нормативов, норм, порядков и правил в сфере ЖКХ действительно осуществлялся Госжилкоммунинспекцией.
Однако постановлением Кабмина от 28 марта 2011 г. № 346 «О ликвидации правительственных органов» инспекцию закрыли.
Ответственность за экономическую обоснованность тарифов возлагается на органы местного самоуправления, которые проверяют расчеты тарифов, предоставленные предприятиями, и принимают решение об установлении тарифов.
То есть остается неохваченной государственным надзором сфера предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, управление и содержание жилого фонда.
Таким образом, предусмотрен механизм выделения бюджетных средств территориальными общинами на проведение работ по капитальному ремонту домов.
Вместе с тим обязанность участвовать в финансировании ремонта домов, в которых квартиры были приватизированы гражданами, не отменена.
Как отмечает автор, законопроект имеет целью обеспечение предоставления качественных услуг в сфере ЖКХ и соблюдение законных прав и интересов потребителей путем:
- внедрения действенного и эффективного госконтроля;
- установления ответственности за правонарушения в сфере ЖКХ;
- создания Государственной жилищно-коммунальной инспекции с наделением ее соответствующими контрольными функциями и полномочиями.
Таким образом, принятие законопроекта должно повысить ответственность субъектов правоотношений в сфере ЖКХ за нарушение требований действующего законодательства.
А вот что касается обеспечения качественных услуг и соблюдения законных прав и интересов потребителей в сфере ЖКХ, действенного механизма проект не содержит.
Вместе с тем законопроект расширяет компетенцию и круг прав Государственной жилищно-коммунальной инспекции, увеличивая объем ее полномочий.
Инспектор будет осуществлять надзор в сферах:
- жилищно-коммунального хозяйства;
- законодательства «Об отходах»;
- «О питьевой воде, питьевом водоснабжении и водоотведении»;
- «О погребении и похоронном деле»;
- «О теплоснабжении»;
- «О благоустройстве населенных пунктов»;
- «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»;
- «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения»;
- «О жилищно-коммунальных услугах».
Для этого в уже действующем законе предлагается ввести ряд новых статей с отметкой «прим», которые предусматривают именно компетенцию и широкий круг полномочия центрального органа исполнительной власти.
Для ведения так называемого надзора при осуществлении государственного контроля могут быть проведены плановые и внеплановые мероприятия.
Основания для проведения могут быть разные, от решений Кабмина, обращений нардепов и правоохранительных органов до обращений физических или юридических лиц о нарушении законодательства.
Во время проведения мероприятия госконтроля выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для его осуществления, с обязательным указанием вопросов в удостоверении на осуществление мероприятия.
По результатам проверки в случае выявления нарушений законодательства будет составляться акт.
На основании акта в течение пяти рабочих дней со дня завершения мероприятия составляется протокол об административных правонарушениях, принимается решение о наложении штрафа, выдаче предписания, распоряжения согласно требованиям закона.
Постановление о наложении штрафов, выдаче требования (предписания), распоряжения за правонарушения подлежат исполнению в установленном законом порядке.
То есть нарушение законодательства влечет за собой ответственность согласно законам Украины.
Для внедрения механизма наказания был подан второй законопроект №4404.
Он вносит изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях.
Проект предусматривает, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания имеют право руководитель или заместитель руководителя Госжилкоммунинспекции.
То есть руководитель инспекции или его заместитель вправе самостоятельно решать, накладывать взыскания или нет, и устанавливать размер такого взыскания.
Относительно качества услуг, указанные законопроекты имеют целью только улучшить эти услуги, однако ни одного механизма, кроме «кнута» и «принуждения», они не содержат.
По размеру тарифов, их устанавливают органы местного самоуправления, таким образом, проекты законов не влияют на решения органов местного самоуправления.
Как видим, указанные законопроекты только усиливают объем влияния центрального органа власти на органы местного самоуправления путем увеличения размера наказания и соответственно штрафов.
А вот приведут ли такие действия к улучшению качества услуг для населения, покажет только время.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора