13 июля Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект об усилении ответственности за отдельные нарушения ПДД в отношении нетрезвого вождения. Помогут ли новации повысить безопасность на дорогах? Спойлер: нет.
Немного статистики. По данным Патрульной полиции, за первые шесть месяцев 2020 года на дорогах Украины произошло 72 394 ДТП, что на 1% меньше, чем показатель 2019 года.
На этом, собственно, положительная динамика заканчивается, ведь ДТП с пострадавшими в первом полугодии 2020-го на 3,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года – 11 200 против 10 781.
Погибших в ДТП за первые полгода на 11,3% больше, чем в 2019-м (1482 против 1331).
И только около 3% общего количества зарегистрированных ДТП в Украине за шесть месяцев 2020 года произошли из-за управления транспортным средством в нетрезвом состоянии.
Немного фактов. В Японии за вождение в состоянии алкогольного опьянения наказывают даже пассажиров транспортного средства – за то, что не остановили водителя.
Кстати, именно в Японии выписали крупнейший в истории штраф за вождение в нетрезвом состоянии и за ДТП с пострадавшими — $2,5 млн США.
В Соединенных Штатах наказание за вождение в нетрезвом виде зависит от законодательства каждого отдельного штата. Самые строгие меры – это пожизненное лишение прав, три года тюрьмы и штраф в размере $25 тыс. США.
В некоторых европейских странах сумма штрафа привязана к уровню дохода водителя, но так или иначе превышение промилле в крови грозит водителю лишением свободы до двух лет.
Например, в Германии превышение до 0,5 промилле грозит лишь административной ответственностью и штрафом, свыше 0,5 – уголовной ответственностью и штрафом.
Как известно, попытка ввести в Украине уголовную ответственность за вождение в нетрезвом состоянии была еще в 2018 году.
Тогда Верховная Рада приняла законопроект, который должен был вступить в силу с 1 января 2020 года, но его отсрочили на полгода – до 1 июля. Однако этому не суждено было сбыться.
Новые правила просуществовали только один день. Дело в том, что 17 июня 2020 года народные депутаты приняли другой законопроект (№3314), которым отменили статью 286-1 Уголовного кодекса и убрали оттуда уголовную ответственность за управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
2 июля президент подписал новый законопроект №3314. То есть нормы принятого в 2018 году закона не вступили в силу, ведь их заменили другими нормами.
12 июля 2020 года Украину всколыхнуло очередное резонансное ДТП, в котором действия нетрезвого водителя привели к гибели четырех человек, двое из которых – дети.
О страшной аварии высказался даже президент, акцентируя на необходимости введения более жесткой ответственности за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
На следующий после аварии день Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №2695 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения».
За управление в состоянии алкогольного опьянения увеличение штрафной санкции не предусмотрено.
Проект закона вносит коррективы в Кодекс Украины об административных правонарушениях, в Уголовный кодекс и Закон Украины «О дорожном движении».
И сможет ли это реально повлиять на улучшение ситуации на дорогах? Рассмотрим.
Штрафы: есть вопросы
Законопроект предлагает повысить размер штрафов за отдельные правонарушения, а именно:
- за нарушение использования ремней безопасности и мотошлемов – с 3 необлагаемых минимумов доходов граждан до 30 (с 51 грн до 510 грн);
- за нарушение правил проезда перекрестков, остановок транспортных средств общего пользования, проезд на запрещающий сигнал светофора, нарушение правил обгона и встречного разъезда и прочее — с 25 до 30 необлагаемых минимумов доходов граждан (с 425 грн до 510 грн);
- за непредоставление преимущества в движении транспортным средствам аварийно-спасательных служб, скорой, пожарной, полиции, а также за нарушение правил движения и остановки на полосе для маршрутных транспортных средств – с 30 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан (с 510 грн до 680 грн);
- за превышение установленных ограничений скорости более чем на 50 км/ч — 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (3400 грн);
- за создание аварийной ситуации из-за превышения скорости, нарушения правил проезда, остановки, обгона, встречного разъезда, непредоставления преимущества в движении службам, нарушения правил движения и остановки на полосе общественного транспорта – с 40 необлагаемых минимумов до 200 (с 680 грн. до 3400 грн);
- за оставление места ДТП – с 15 необлагаемых минимумов доходов граждан до 200 (с 255 грн до 3400 грн). В этом пункте законодатель также предлагает заменить наказание в виде общественных работ от 30 до 40 часов и лишения права управлять транспортными средствами на срок 6 месяцев;
- за нарушение ПДД, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, дорог и т. п. – с 20 до 70 необлагаемых минимумов (с 340 грн до 1190 грн);
- за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления таким транспортным средством, либо за передачу управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления таким транспортным средством, — с 30 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (с 510 грн до 3400 грн);
- за управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами, – с 30 до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (510 грн до 17 000 грн) с лишением права управления транспортным средством на срок от 3 до 5 лет с платным изъятием транспортного средства или без него.
Повторное совершение в течение года указанных (ч. 2, 3, 4 ст. 126 КУоАП) нарушений приводит к штрафу в размере 2400 необлагаемых минимумов доходов граждан (40,8 тыс. грн) с лишением права управления транспортным средством на срок от 5 до 7 лет и с платным изъятием транспортного средства или без него;
- за нарушение правил дорожного движения пешеходами, велосипедистами, а также лицами, управляющими гужевым транспортом, и погонщиками животных – с 3 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (с 51 грн до 255 грн).
В то же время немалое удивление вызывает тот факт, что за управление в состоянии алкогольного опьянения увеличение штрафной санкции не предусмотрено.
Наказание остается на уровне 600 необлагаемых минимумов доходов граждан (10,2 тыс. грн) с лишением права управления транспортными средствами на 1 год.
За подобное повторное нарушение также не предусмотрено увеличение штрафа (сейчас 1200 необлагаемых минимумов доходов граждан, или 20,4 тыс. грн).
Если лицо привлекли за пьяную езду уже второй раз за год, то штраф составит 2400 необлагаемых минимумов доходов граждан (40,8 тыс. грн) с лишением права управления транспортными средствами на 10 лет.
Справедливости ради не могу не отметить, что в этом пункте нардепы предлагают еще и административный арест на 15 суток с лишением права управления транспортными средствами на 10 лет.
Неюридический риторический вопрос: как можно бороться с пьянством за рулем без повышения хотя бы штрафов за такое правонарушение и реально без внедрения жестких мер?
Назад в будущее?
Неповышение штрафов за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения – не единственный спорный момент законопроекта №2695, что, мягко говоря, вызывает недоумение.
Беспокойство вызывают и изменения в закон Украины «О дорожном движении».
В частности, здесь появляется норма об остановке транспортного средства для проведения «профилактических мероприятий с целью выявления алкогольного или наркотического опьянения или употребления лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции».
То есть если законопроект примут в таком виде, то полицейские смогут без каких-либо на это оснований остановить ваше авто и заставить пройти проверку.
Более того, законодатель предлагает усилить также и средства поверхностной проверки. В частности, речь идет не только о визуальном осмотре багажника и дверей салона, но и об осмотре капота, прицепа, салона, ниши, идентификационных номеров авто.
Последнее, вероятнее всего, связано с тем, что с момента внедрения системы автоматической фиксации нарушений ПДД было выявлено немалое количество «автомобилей-двойников».
Но следует также ожидать, что такой осмотр фактически когда-нибудь превратится в настоящий обыск без каких-либо оснований, а главное – без свидетелей.
Важный совет на случай такого осмотра: в случае обнаружения любых посторонних предметов во время осмотра вашего авто требуйте от полицейских составления протокола, где вы сможете указать свои объяснения и возражения, а также обязательно фиксируйте все действия правоохранителей на камеру.
Но и это еще не все. Среди абсурдных, на мой взгляд, норм законопроекта отдельное место занимает норма о том, что во время остановки авто по требованию полицейского водитель не имеет права уезжать до соответствующего разрешения полицейского. Такая норма содержит признаки нарушения конституционных прав на свободу передвижения.
Анекдотичной выглядит норма о том, что полицейский не обязан устанавливать предупреждающие знаки перед радарами.
В случае обнаружения каких-либо посторонних предметов во время осмотра вашего авто требуйте от полицейских составления протокола.
Почему анекдотичной? Потому что напоминает старый анекдот о подарке на День рождения «гаишника»: «Вот тебе знак «20 км» – ставь, где хочешь».
Подытоживая, отметим, что украинские автомобилисты смогут соприкоснуться с «новыми-старыми» проблемами.
Когда полицейский останавливает авто без причины и отбирает документы (законопроект также предусматривает и это), когда правоохранители имеют право фактически проводить обыски в автомобилях, когда на дорогах не установлены предупреждающие знаки, то это «развязывает» руки преступникам.
Ведь мало что сможет мешать мошенникам переодеться в полицейскую форму и ограбить вас и ваше авто. Так сказать, закон на их стороне.
Что с уголовной ответственностью?
Однако в бочке дегтя можно найти и ложку меда. Собственно, речь идет об усилении уголовной ответственности, как и предлагает законодатель.
Проект закона предлагает:
- запретить освобождение от уголовной ответственности водителей в состоянии опьянения за действенное раскаяние, примирение виновного с потерпевшим, передачу лица на поруки, с изменением обстановки;
- запретить освобождение от наказания и его отбывания, если преступление было совершено в состоянии опьянения или под влиянием лекарственных препаратов, снижающих внимание;
- увеличить сроки лишения свободы до 12 лет за нарушение ПДД (совершенное в состоянии опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание), где есть пострадавшие и погибшие;
- увеличить сроки лишения права управления авто с 3 до 10 лет, если нарушение ПДД с последствиями было совершено в состоянии опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание.
P. S. Достаточно ли этих изменений для того, чтобы повысить безопасность дорожного движения в Украине и привести к повышению культуры вождения?
На мой взгляд, большинство из предложенных мер являются абсурдными и такими, которые будут угрожать жизни и здоровью автомобилистов. В то время как другие вовсе не являются именно тем необходимым средством.
Считаю, что контроль за соблюдением уже существующих правил принес бы больше результатов, чем постоянное видоизменение предписаний законов.
Сейчас этот законопроект больше напоминает не обеспокоенность об опасности пьяного вождения, а лишь метод внедрения «старых-новых» изменений, которые расширяют полномочия правоохранительных органов и передают нам «привет» из девяностых.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора