Правительство ограничило финансирование расходов. Чего это коснется

заместитель директора ЦЭС


Правительство вчера приняло решение об ограничении финансирования расходов бюджета за того, что доходы оказались ниже запланированных. Но на самом деле в этом году проблемы — не новость. Правительство еще в ноябре было вынуждено урезать доходы и расходы бюджета, так как они существенно отставали от прогнозных. Сейчас несколько последних дней декабря, по словам министра финансов и премьера, защищенные статьи будут финансироваться в полном объеме, то есть зарплаты и пенсии люди получат.

А вот другие статьи расходов будут пересматриваться «вручную». Остаток средств на казначейском счете на начало декабря был весьма солидным (55 млрд грн), на рынке заимствований Минфин легко привлекает средства в ОВГЗ, а значит, вероятнее всего, ограничения ввели не столько из-за физической нехватки средств, сколько чтобы не «вылезти» за жесткие рамки бюджетного дефицита.

Читайте также: Что изменят в госбюджете-2020 ко второму чтению

Проблема с доходами возникла потому, что прогноз валютного курса, заложенный в бюджете, не соответствует реальности. Непрогнозируемое укрепление гривны означает, что стоимость импортированных товаров в гривневом выражении стала меньше. Соответственно уменьшилось поступление НДС с импортных товаров: за январь-октябрь вместо заложенных в общем фонде 273 млрд грн. на самом деле, по данным госказначейства, собрали всего 236 млрд.грн. (недополучение – 37 млрд грн).

К этому привела также низкая цена на природный газ, который является одной из крупных составляющих импорта. Недополучили также акцизный налог на табачные изделия (недополучено 11 млрд грн) – этому «поспособствовала» сложная ситуация с табачными фабриками.

Реагируя на эти тренды, в ноябре правительство предложило, а парламент принял изменения в бюджет, сократив расходы на 19,2 млрд, а доходы – на 20,4 млрд. Но фактические показатели недополучения тогда учли не полностью или же отнеслись к ситуации слишком оптимистично, надеясь наверстать в будущем месяце.

Это коснулось даже доходов от приватизации – оставить их на абсолютно нереалистичном уровне 17 млрд грн. Поэтому сейчас приходится приостанавливать финансирование отдельных статей, чтобы «поместиться» в рамки бюджетного дефицита.

Сейчас приходится приостанавливать финансирование отдельных статей, чтобы «поместиться» в рамки бюджетного дефицита.

Мы считаем, что фискальная устойчивость – залог макроэкономической устойчивости страны и самое главное задание правительства, и бюджетный дефицит, безусловно, требуется удерживать в жестких рамках даже такой ценой, ибо это – устойчивость страны.

Однако качественнее прогнозирование и целевое планирование – тоже важные элементы политики фискальной устойчивости. Пересмотр бюджета 2019 и текущее приостановление финансирования отдельных программ – это «звоночек» на будущее для правительства и депутатов и повод уделить больше внимания реалистичности ожиданий, в частности в бюджете 2020.

Изменения должны коснуться (1) планирования макропоказателей – сейчас по бюджетному календарю в ноябре-декабре в бюджет закладывают прогнозы, сделанные в мае; (2) создания отдельной «подушки безопасности» на случай внезапных расходов или снижения доходов; (3) перехода к трехлетнему бюджетированию, которое позволит более равномерно распределять расходы в течение года и избежать расхода средств в спешке в декабре, чтобы успеть «освоить» остатки до конца бюджетного года.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора