Facebook Pixel

Почему повышение тарифа на передачу электроэнергии приведет к катастрофе

Владимир Гусак
Генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), 11 ноября 2020 года приняла проект постановления, в котором предлагается установить тариф на передачу электроэнергии на 2021 год на уровне 309,8 грн/МВт∙ч.

Федерация работодателей транспорта Украины уже заявила о недопустимости принятия предложенного уровня тарифа.

Почему такой уровень приведет к катастрофическим последствиям в транспортной отрасли?

В целом украинская транспортная отрасль находится в состоянии серьезного кризиса.

По итогам января — сентября 2020 года транспортные предприятия Украины уменьшили объем перевозок грузов на 13% в сравнении с январем — сентябрем 2019 года.

Пассажирские перевозки упали на 40% в сравнении с первыми тремя кварталами 2019 года.

Как следствие, за 10 месяцев 2020 года чистый убыток АО «Укрзализныця» составил 11,8 млрд грн, тогда как еще год назад была чистая прибыль. Уровень изношенности железнодорожного полотна в Украине уже превышает 50%, а износ причалов АМПУ достигает 90%.

Решение о повышении тарифа на передачу электроэнергии — это совершенно непродуманный шаг со стороны НКРЭКУ, который создаст дополнительную нагрузку на отрасль.

По нашим расчетам, повышение тарифа приведет к необоснованным расходам предприятий транспорта по меньшей мере в сумме 500 млн грн в год.

Стоит отметить, что это не первое повышение тарифа на передачу электроэнергии, который с 1 июля 2020 года вырос вдвое! И это в условиях экономического кризиса из-за пандемии, когда во всем мире правительства пытаются поддержать экономики своих стран, а не добивать их повышением тарифов на услуги государственных монополий.

Дополнительные расходы понесет не только транспортная отрасль — решение НКРЭКУ коснется и конечного потребителя.

Повышение цен на передачу электроэнергии увеличит расходы электротранспортных предприятий, и они вынуждены будут поднять тарифы на перевозку.

В частности, могут вырасти цены на проезд в электрических видах транспорта: метро, троллейбусах, трамваях.

Особенно болезненным такой шаг станет для железнодорожной госмонополии, которая является одним из крупнейших потребителей электроэнергии. «Укрзализныця» потребляет около 4 млрд кВт/ч в год, поэтому повышение тарифа на передачу электроэнергии для нее означает сотни миллионов гривен дополнительных расходов.

QuoteМогут вырасти цены на проезд в метро, троллейбусах, трамваях.

Сейчас «Укрзализныця» не сможет компенсировать дополнительные расходы за счет увеличения тарифов на грузовые перевозки, поскольку бизнес уже не выдерживает нынешние. Повысить цены на пассажирские перевозки не позволяет правительство. Ситуация тупиковая.

Как избежать негативных последствий?

Повышение тарифа связано в том числе с необходимостью покрытия долгов ГП «Гарантированный покупатель», возникающих из-за купли-продажи «зеленой» энергии.

В частности, из предложенных 309,8 грн/МВт∙ч тарифа всего около 100 грн приходится на расходы, хоть как-то связанные с передачей электроэнергии, а остальное — вопрос «зеленой» энергетики.

Дело в том, что в момент внедрения «зеленого» тарифа государство предоставляло гарантии и обязательства инвесторам.

Поэтому именно государство и должно платить по этим обязательствам перед производителями «зеленой» электроэнергии за счет госбюджета.

В соответствии с законом № 810-IX Кабмин должен погасить задолженность «Гарантированного покупателя» путем выпуска облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) со сроком обращения пять лет.

Кроме того, КМУ должен предусмотреть в бюджете расходы на финансовую поддержку «Гарантированного покупателя» для оплаты «зеленой» энергии в объеме не менее 20% выработки, что составит 13 млрд грн.

В то же время уменьшить уровень задолженности «Гарантированного покупателя» можно за счет ликвидации схем неэффективного использования средств.

QuoteИменно государство должно платить по обязательствам перед производителями «зеленой» электроэнергии.

В частности, целесообразным выглядит увеличение объема обязательств «Укргидроэнерго» о продаже электроэнергии ГП «Гарантированный покупатель» по фиксированному тарифу с 30% до 80% генерации (4,2 млрд грн дополнительного дохода), отказ от льготного тарифа для «зеленой» электрометаллургии и т.п.

Также стоит законодательно ограничить компенсацию за небалансы путем установления предельной цены на балансирующем рынке в размере 95% цены РСВ и обеспечить своевременную оплату небалансов (дополнительно от 5 млрд грн).

По мнению Федерации работодателей транспорта Украины, реализация данных мероприятий позволит не только отказаться от повышения тарифа на передачу электроэнергии, но и снизить его в 2021 году до уровня не выше 209 грн/МВт∙ч.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора