Несомненным фактом является то, что в современном мире информация — ценный ресурс. И от того, в чьи руки она попадет, может зависеть безопасность каждого гражданина.
Именно поэтому «обмен налоговой информацией», на первый взгляд, звучит как вмешательство в частные отношения между человеком и государством, с которым она непосредственно взаимодействует.
Но, если разобраться глубже, становится понятно, что для человека, который, например, желает вести исключительно законный бизнес, обмен налоговой информацией между государствами является защитой его интересов, а не враждебным явлением.
Конечно, одной из главных целей механизма является выявление нарушителей, которые, будучи резидентами одной страны, имеют счета и соответственно денежные поступления на них в финансовых учреждениях другой страны, и при этом не желают делиться такими сведениями со страной, резидентом которой они являются.
И для лиц, работающих «в белую», обмен налоговой информацией защищает их от возможного двойного налогообложения. Это упоминается и в письме Министерства иностранных дел от 8 октября 2007 года.
Следовательно, этот механизм гарантирует реальное выполнение задач, которые были поставлены, например, между правительством Украины и правительством США в Конвенции об избежании двойного налогообложения и предупреждении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и капитал.
В результате
Здесь стоит отметить, что владельцем финансового счета является именно нерезидент — физ- или юрлицо или представительство нерезидента в стране, где оно имеет счет. И соответственно это же лицо-резидент в стране, куда должна быть передана соответствующая налоговая информация.
Вместе с тем не следует путать определения гражданства и резидентства. Так, закон от 3 декабря 2019 года, которым были внесены изменения в некоторые действующие нормативные акты, употребляет именно термины резидент и нерезидент.
Однако бывают случаи, когда лицо может быть гражданином одной страны, но фактически не быть резидентом. В таком случае необходимо наличие соглашения между правительством страны, где открыт счет такого лица, и между правительством страны, резидентом которой это лицо признается.
Говоря о рисках обеспечения соблюдения требований конфиденциальности и защиты персональных данных, следует отметить, что важность данного вопроса пока получила новое дыхание, а ведущие страны создают новые требования к получателям такой конфиденциальной информации.
Кроме того, следует отметить о гарантии данного вопроса и при обмене налоговой информацией. Так, одно из требований в ГНС Украины — прохождение необходимых проверок Глобального форума ОЭСР по вопросу обеспечения соблюдения требований конфиденциальности и защиты персональных данных. Сам факт обязательности соблюдения таких требований является положительным явлением.
На каких нормативных актах или соглашениях основывается обмен
Некоторая нормативная основа механизма обмена налоговой информацией уже упоминалась выше, однако, несомненно нормативным базисом этого механизма сегодня является FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — закон США «О налоговых требованиях к иностранным счетам».
Кроме того, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) разработан стандарт по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах, депонирование сообщений и оговорок в Секретариат ОЭСР (CRS (Common Reporting Standard).
Иными словами, CRS — это международный аналог FATCA, который имеет целью увеличение прозрачности систем налогообложения и предотвращения глобального уклонения от уплаты налогов.
Принятие законов №322-IX от 3 декабря 2019 года и №323-IX от 3 декабря 2019 года создало правовую основу для сбора соответствующей налоговой информации и, что более важно, ее последующую передачу в страны, резидентами которых и являются владельцы счетов.
Кроме того, требования по сбору информации и представления отчетов распространяются не только на счета, контролируемые резидентами США (основой которой и так есть FATCA и межведомственное соглашение), но и на счета резидентов других стран, с которыми достигнуты соответствующие договоренности об обмене информацией.
Однако пока автоматический обмен налоговой информацией не может функционировать без каких-либо препятствий, так как еще остались некоторые вопросы, требующие решения.
Так, одними из них является принятие подзаконных актов, которые четко установят порядок передачи налоговой информации, перечень учреждений, подпадающих под действие данного механизма, порядок идентификации счетов нерезидентов и другие.
Также некоторое время еще будет продолжаться подписание межведомственных соглашений об автоматическом обмене налоговой информацией.
Тем не менее, базис, который устанавливает правовое основание для автоматического обмена налоговой информацией и, что немаловажно, полностью соответствует международным тенденциям, уже заложен.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора