
Фото: Valentin Baciu/Pixabay
Новые карантинные санкции
Новый законопроект по предотвращению распространения коронавирусной болезни (№ 3890), которого бизнес боится не менее, чем COVID-19, готовится ко второму чтению.
В первом чтении изменения в закон об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения во время пандемии были приняты в прошлом месяце.
Заседание комитета Верховной Рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования было назначено на 2 декабря 2020 года.
Но прислушивается ли профильный комитет к замечаниям экспертов, комитету по вопросам антикоррупционной политики и бизнеса?
Будет ли бизнес нести ответственность только за то, выполнение чего он может реально обеспечить?
Или в который раз за этот год власть «отмахнется» от реалий, поставив «галочку» в списке антиковидных мероприятий и переложив бремя ответственности по нераспространению (COVID-19) на субъектов хозяйствования?
Риски для бизнеса: коррупция и опасность для работников
Суть проекта, принятого в первом чтении, проста: за отсутствие маски в общественных местах ответственность будут нести не только посетители таких мест, но и владельцы бизнеса.
Высокая цель вполне понятна — количество больных коронавирусом ежедневно растет. Однако методы превращают проект по противодействию болезни в противодействие бизнесу.
За что же предлагается налагать штраф от 3,4 тыс. до 5,1 тыс. грн? На бумаге все просто — за пропуск, допуск в общественные здания, сооружения, общественный транспорт во время действия карантина лиц без одетых средств индивидуальной защиты.
Такой же штраф будет налагаться за непринятие мер по пребыванию лица без этих средств в указанных местах.
Однако о каких именно действиях идет речь? Какие меры необходимо принимать работникам в отношении лиц, находящихся в заведении без маски?
Вместо ответов проект дает возможности для широкой трактовки. Как следствие — представители бизнеса не имеют четкого понимания, что именно они должны делать, а контролирующие органы получают дополнительный инструмент для давления на бизнес.
Что же, в случае принятия проекта без значительных доработок ждите отчетности о штрафах. Их будет много. И их будут накладывать на всех субъектов — от крупного торгового центра (который обычно, по крайней мере, имеет охрану на входе) до ФОПа (укр. фізична особа-підприємець), который держит небольшой магазинчик.
Ждите сообщений о конфликтах, включая драки из-за отсутствия масок, которые появляются в прессе все чаще.
Возможные решения
(С)может ли парламент найти сбалансированные решения? Существуют ли они?
Рецепт баланса простой — максимально конкретно определить случаи, в которых будет наступать ответственность.
Важно, чтобы речь шла именно о тех ситуациях, в которых бизнес имеет возможность повлиять на ситуацию, а у государства будет возможность проверить, были ли приняты соответствующие меры.
Не замена одних неработающих норм на другие, а именно реальное моделирование ситуации и осознание собственной ответственности за каждый неправомерно наложенный штраф, за каждую потенциально возможную взятку и каждый закрытый под давлением бизнес.
Реально — это не обслуживать в магазине лицо, не надевшее маску, или отвечать за наличие маски у своего работника, который обслуживает потребителя.
Реально — это установить информационные предупредительные таблички на входе, если требования к таким табличкам будут четко определены законодательно.
И совершенно невозможно бегать за каждым посетителем или бороться с теми, кто, несмотря на предупреждения, заходит в помещение без маски или снимает ее внутри.
Баланс интересов — это когда бизнес и контролирующие органы будут четко и однозначно понимать, какие действия могут привести к финансовым санкциям, а бизнес реально сможет принять соответствующие меры.
Как результат, мы получим больше предохранителей от коронавируса и злоупотреблений, меньше потенциальных обжалований наложенных санкций в судебном порядке, меньше взяток и больше уважения к государству.
Об этом также нужно заботиться. Несмотря на карантин!