Новые правила публичных закупок: защитят от «троллей» и «аномальных цен»

партнер ETERNA LAW

19 апреля 2020 года вступают в силу изменения к закону «О публичных закупках». Документ вносит существенные коррективы в действующую процедуру публичных закупок.


Новый закон предусматривает ряд нововведений (как законодательных, так и технических систем) с целью усовершенствовать процедуры публичных закупок и минимизировать возможность манипуляций. Также целью данного Закон является гармонизация национального законодательства с законодательством ЕС.

Итак, основные нововведения Закона.

Снижение «порога» обязательного использования Prozorro

Новый Закон уменьшает минимальную сумму, при которой необходимо проводить закупку через систему Prozorro, – с 200 тыс. до 50 тыс. грн. Более того, все публичные закупки стоимостью от 1 копейки до 50 тыс. грн должны быть внесены в систему Prozorro в виде отчетов.

Данное нововведение фактически обязует использовать систему Prozorro при проведении всех государственных закупок тем или иным способом, что, в свою очередь, делает процедуру более прозрачной и минимизирует потенциальные коррупционные риски.

Новая процедура – «упрощенная закупка»

Новый Закон предполагает введение механизма проведения публичных закупок для товаров и услуг, стоимость которых варьируется в диапазоне 50 тыс. – 200 тыс. грн, а для работ – от 50 тыс. до 1.5 млн. грн. Более того, для проведения тендеров по данной процедуре достаточно одного участника.

Введение подобного механизма обусловлено намерением законодателя устранить возможность для манипуляции с существовавшей ранее так называемой «допороговой процедурой закупки», в соответствии с которой закупки товаров и услуг стоимостью до 200 тыс. грн. осуществлялись вне Prozorro.

Так, недобросовестные заказчики часто делили сумму дорогостоящей закупки на несколько более мелких, стоимость которых оставалась в пределах допорогового значения, тем самым избегая процедуры проведения закупки через Prozorro.

Торги с ограниченным участием — новый вид процедуры

К четырем процедурам государственных закупок, уже предусмотренных законодательством, Законом добавили еще и процедуру торгов с ограниченным участием. Она предусматривает обязательную предварительную проверку квалификации участников. Важно отметить, что положения Закона, регулирующие данную процедуру, вступают в силу с 10.10.2020.

Понятие и механизм «аномальной цены»

На сегодняшний день, согласно действующему закону о закупках, победителем тендеров, как правило, становится компания с наиболее низким ценовым предложением. Подобное регулирование дало возможность для злоупотреблений со стороны бизнеса.

Во-первых, для обеспечения победы в тендере участники зачастую преднамеренно занижали стоимость своего товара или предоставляемой услуги (по сути используя механизм демпинга цены).

Новый закон вводит два важных механизма защиты от так называемых «троллей», которые блокировали проведение тендеров.

Затем после заключения договора закупки заключались дополнительные соглашения, согласно которым цена закупки существенно возрастала и, соответственно, превышала изначальное предложение других участников тендера.

Во-вторых, в связи с тем, что обычным явлением стал выбор победителя закупок по критерию «наиболее привлекательной» цены, часто страдало качество товара/услуг.

Механизм «аномально низкой цены», предусмотренный Законом, имеет целью устранение подобных «схем».

Так, согласно новому закону, цена, которая является наиболее экономически выгодным предложением по результатам аукциона, считается аномальной в случае, если она:

  • на 40% или более ниже среднеарифметического значения цен тендерных предложений других участников на начальном этапе аукциона;
  • на 30% или более меньше от следующей цены тендерного предложения по результатам проведенного электронного аукциона.

Важно отметить, что система Prozorro автоматически определяет предложение с аномально заниженной стоимостью. При условии определения такой цены как аномальной участник на протяжении одного рабочего дня будет иметь возможность аргументировать причину столь низкой цены. В случае неподачи или подачи ненадлежащей аргументации участник не будет допущен к проведению торгов.

Измененный механизм обжалования

Закон в значительной степени усовершенствовал процедуру оспаривания результатов закупок. Основным мотивом изменений законодательства в данной сфере стала деятельность так называемых «троллей», которые посредством злоупотребления действующим механизмом обжалования блокировали проведение тендеров.

Новый Закон вводит два важных механизма, которые в значительной степени позволят уменьшить количество подобных явлений. Прежде всего, речь идет об обязательной оплате жалобы перед ее подачей в соответствующие органы.

Кроме того, возможность возмещения потраченных средств предполагается исключительно в случае удовлетворения жалобы. Также эффективным нововведением в данной сфере должно стать исключение возможности отзыва жалобы.

В общем и целом, стоит отметить, что, кроме указанных выше, закон вносит также ряд других важных изменений, направленных на усовершенствование процедуры публичных закупок, среди которых, в частности, следующие:

  • с момента обнародования заказчиком протокола поставщик будет иметь 24 часа на устранение недостатков в своем предложении;
  • внедрение электронных каталогов товаров для государственных электронных закупок (при этом данная система будет доступна только для покупки товаров, в то время как услуги и работы в данном каталоге не будут размещены);
  • внедрение нового критерия «жизненного цикла» (в отношении обслуживания и гарантии) как неценового критерия;
  • возможность проведения консультации с участниками рынка перед началом процедуры тендерной закупки.
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора