Налоговой нужно еще заслужить доверие бизнеса

советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Новоназначенное руководство Государственной налоговой службы Украины смело декларирует, что этот орган в перспективе должен стать сервисным, а не фискальным. Это означает открытую и прозрачную работу налоговой службы, что вызовет доверие у граждан, бизнеса, усилит конструктивный диалог с налогоплательщиками.

Что имеем сейчас? К сожалению, сегодня налоговая служба ассоциируется с отсутствием диалога с налогоплательщиками, неожиданными результатами проверок, неэффективностью рассмотрения жалоб налогоплательщиков, набегами налоговой милиции.

Нередко, когда после проверки налогоплательщики получали доначисление налогов и отказ в праве на бюджетное возмещение НДС, когда налогоплательщики обращались с жалобой к ГФС Украины в порядке административного обжалования, то это часто заканчивалось ничем. Как правило, налоговый орган в ответе на жалобу полностью поддерживал позицию контролирующего органа, который проводил проверку, переписывая аргументацию из акта проверки, и отказывал в удовлетворении жалобы плательщика. Учитывая это, мы часто рекомендовали нашим клиентам не тратить время на административное обжалование и обращаться прямо в суд – шансы победить налоговый орган в ожесточенном судебном заседании значительно выше.

Недавно один из наших клиентов получил по результатам налоговой проверки налоговое уведомление-решение, которым контролирующий орган отказал ему в бюджетном возмещении налога на добавленную стоимость. Клиент закупил сельскохозяйственную продукцию в Украине, уплатив 20% НДС в стоимости продукции, и сформировал налоговый кредит. Впоследствии экспортировал товар за пределы Украины, и после продажи заявил разницу между налоговым кредитом и налоговыми обязательствами при экспорте к возмещению.

Хотя клиент выполнил все требования налогового законодательства, которые бы давали ему право на бюджетное возмещение НДС на счет в банке, налоговый орган ему отказал. Видимо, трудно писать абсолютно необоснованный акт проверки – для этого нужна сильная фантазия. Налоговый орган в акте проверки «обосновал» свой отказ тем, что не обнаружил при проверке доказательств оплаты клиентом услуг за ответственное хранение товара, транспортировку, оплату труда сотрудников компании, которая хранила продукцию перед экспортом.

Причем налоговый орган не имеет никаких замечаний относительно налогового кредита, сформированного при покупке товара, претензий по сути экспортных операций. Нет подтверждения того, что работникам на складе хранителя товара платили заработную плату, поэтому клиент лишен права на бюджетное возмещение НДС. Как тебе такое, Илон Маск?

Мы, привычно подготовили иск в суд, однако в свете последних трансформаций Государственной фискальной службы в Государственной налоговой службе решили сделать тест для этого нового органа и подать жалобу на отказ налогового органа низшего уровня в новую Государственную налоговую службу Украины. Каким образом новый налоговый орган оценит «правовую позицию» своего территориального органа? Опять скопирует акт, бездумно нам откажет и получит приглашение на рандеву в суде? Или все-таки продемонстрирует, что что-то изменилось?

Будем ждать! Stay tuned!

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page