Facebook Pixel

Корпоративное мошенничество: как его предупредить и защитить компанию

Анна Скукис
менеджер группы форензик, KPMG в Украине

Если у вас в организации все хорошо, значит вы чего-то не знаете. Звучит пессимистично? Однако именно так можно охарактеризовать внутрикорпоративное мошенничество, с которым рано или поздно сталкивается каждая компания.

В одном бизнесе нарушения могут приобретать угрожающие масштабы в виде кражи активов, в других это могут быть манипуляции с отчетностью или банальное воровство предметов канцелярии сотрудником из-за того, что ему не повысили зарплату. Количество случаев мошенничества за прошлый год не только не снизилось, но и имеет тенденцию к росту.

Так, 2020 год в этом смысле побил рекорды: зафиксирован 51 случай, подпадающий под регулирование FCPA (Foreign Corrupt Practices Act, или Закон о коррупции за рубежом). Согласно прогнозам, 2021 год сможет превзойти этот показатель. Хотя, как правило, даже схемы мошенничества недобросовестные сотрудники используют одни и те же.

Расследовать мошенничество или нет?

Практически каждая компания имеет отдел, который занимается расследованием мошенничества, или систему контроля соответствия законодательству — комплаенс. Исходя из опыта работы с бизнесами во многих отраслях могу сказать, что уровень зрелости комплаенса на украинском рынке разный. А наличие таких подразделений вовсе не является «прививкой» от кражи корпоративных средств или активов.

Кроме того, факт проведения внутреннего расследования, к сожалению, не дает стопроцентной гарантии, что мошенник будет обнаружен. Более того, чтобы принять правильные меры и привлечь мошенника к ответственности, необходимо собрать как можно больше доказательств его вины.

С другой стороны, если недобросовестный сотрудник сумел реализовать свои замыслы, а руководство компании принимает решение не выносить сор из избы и не проводить расследование, для мошенника это своего рода сигнал о том, что в какой-то мере его действия не являются наказуемыми, а значит, бояться нечего и можно пробовать снова.

Риск случаев мошенничества в том, что они не всегда завершаются в тот момент, когда компания выясняет, что на счетах не хватает денег или кто-то из сотрудников получил откат или дал взятку.

Иногда бизнесу приходится платить дважды: ряд проступков влечет за собой не только прямые потери компании в результате внутренних разбирательств, но и финансовую ответственность, например, в виде штрафа за несоблюдение того или иного законодательства. Так, в 2020 году стало известно, что мировой гигант Airbus SE выплатит $3,9 млрд Великобритании, Франции и США в рамках мирового соглашения после грандиозного коррупционного скандала.

Еще один громкий случай прошлого года — история с компанией Goldman Sachs Group Inc., которая согласилась заплатить $2,9 млрд, чтобы урегулировать ситуацию с нарушением положений FCPA.

Кто предупрежден, тот вооружен

С каким бы типом мошенничества не столкнулась компания, набор инструментов для предупреждения и выявления незаконных внутрикорпоративных манипуляций будет идентичен. Предлагаю несколько простых превентивных правил.

Во-первых, регулярно проводите диагностику бизнеса. Это поможет убедиться, что сотрудники не воруют, а доверенные лица не пытаются «защитить» ваши интересы и «решить» насущные проблемы с помощью взятки или отката. Периодичность проверки зависит от различных факторов: бюджета компании, размера и типа бизнеса, потребностей, требований законодательства и политик, а также процедур и риск-аппетита компании.

Во-вторых, не экономьте на проверках: ни на внешних с привлечением независимых консультантов, ни на внутренних. Затраты на услуги квалифицированного специалиста, которому можно доверять, полностью окупятся. Лучше обратиться к авторитетной независимой компании, имеющей сеть консультантов в нескольких странах и многолетний опыт.

Проведите анализ вложенных инвестиций по отношению к потенциальной пользе для компании: сравните средний денежный показатель последствий мошенничества и ваши потенциальные расходы на его выявление и предотвращение. И вы увидите, что привлекать независимого консультанта будет дешевле.

В-третьих, следите за изменениями в украинском и международном законодательстве, за ситуацией на рынке и у конкурентов. Ваша задача — понимать, что происходит в других компаниях и как они, даже если это конкуренты, справляются с мошенничеством, для того, чтобы использовать этот опыт в своей компании в превентивных целях.

В-четвертых, создайте в своей компании благоприятные условия для сотрудников. Как лидеру команды вам должны полностью доверять. Это означает, что любой сотрудник может напрямую обратиться к вам и сообщить о проступке, даже если речь идет о нем самом. Работники должны понимать, что за сообщение о проступке в компании информатор не будет подвержен преследованиям, а для расследования произошедшего будут приняты необходимые меры.

В-пятых, если вы столкнулись с мошенничеством, не пытайтесь просто замять проблему. Поставьте в известность о ней всех сотрудников в той мере, в которой это возможно. Команда станет больше доверять лидеру, когда увидит, что вы реально работаете над улучшением климата в коллективе. Кто-то из коллег может задуматься, не замечал ли он чего-то подозрительного.

Еще один важный шаг — проинформировать рынок. Открывая свои карты, вы приглашаете конкурентов к диалогу, ведь другие игроки рынка могут поделиться с вами своими примерами и опытом.

И наконец, будьте проактивны. Часто компании обращаются к консультантам для проведения проверок только в случае, если того требует регулятор или материнская компания. Но стоит ли ждать момента, когда в вашей организации случится беда, и вы будете вынуждены обращаться за помощью, чтобы «погасить пожар»?

Превентивные меры могут стоить дешевле. Экспертиза позволит выявить, где стоит контролировать строже, чтобы сотрудники не смогли воспользовался ситуацией и обмануть вас, или, наоборот, какие процессы слишком забюрократизированы, что уменьшает эффективность и создает возможность для реализации мошеннических схем.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора