Кто получит выгоду от новых правил игры на энергорынке

глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг

Вчера премьер-министр Владимир Гройсман объявил, что уходит. Но в отставку он подаст в четверг после заседания Кабинета Министров в среду.

В связи с этим стало особенно интересно, что же планируется принять на заседании Кабинета министров в среду. Оказывается завтра Кабмин планирует принять несколько очень масштабных коммерческих решений. В частности относительно возможного запуска нового рынка электрической энергии с 1 июля, что скорее всего, повлечет за собой скачок цен.

Вообще идея нового рынка означает, что государство не регулирует цены производителей. Вместо этого действуют равные правила игры и участники находятся в равных конкурентных условиях.

Но в связи с неготовностью этого рынка возникают перекосы, которые нужно оплатить. Таким образом, правительство завтра может решить наложить на две государственные компании специальные обязанности в размере около 80 млрд грн в год. При чем на частные компании «ДТЭК» такие специальные обязанности не будут наложены – они будут получать сверхприбыли, и еще дополнительно заработают свыше 10 млрд грн на этой «реформе».

Это возможное решение правительства интересное по ряду причин:

1. Согласно Конституции все формы собственности равны. Почему же тогда в свободный рынок правительство засовывает свою руку и на одни компании накладывает спец обязанности, а на другие – нет?

2. Если вы считаете, что у госкомпаний ниже себестоимость, то тогда может логически проанализировать себестоимость всех компаний? И может тогда окажется, что «ДТЭК» закладывает в тарифы уголь низкой себестоимости по формуле «Роттердам+», зарабатывая маржу больше 100%? Но этого почему-то решили не замечать.

3. Эти 80 млрд грн спец обязанностей можно накладывать пропорционально выработке или выручке каждой компании.

  • если пропорционально выработке кВт-ч, то на «Энергоатом» должно было бы пойти 50% от этой суммы, а на «ДТЭК» около 30% этой суммы
  • если пропорционально выручке, то на «Энергоатом» должно уйти 30% от этой суммы, а на «ДТЭК» около 50%.

Но министр Насалик почему-то предлагает, чтобы все 100% нагрузки ушли на госкомпании и 0% на нагрузки «ДТЭК» Ахметова. На кого работает Насалик?

Более того, около 20 млрд грн из спецобязанностей – это оплата промышленных «зеленых» тарифов, на которых зарабатывает компания «ДТЭК». В том, что эти тарифы частично полагаются на традиционную генерацию, есть определенная логика. Но возникает вопрос, почему их оплачивает лишь государственная традиционная генерация, а традиционная угольная генерация Ахметова их не оплачивает? Любишь кататься, люби и саночки возить. Или все равны, но кто-то равнее в новом рынке?

Очень надеюсь, что правительство проанализирует это предложение Насалика и отклонит ее. Конечно, это искажение экономической конкуренции, на которое должна быть оперативная реакция АМКУ.

По сути, если простыми словами, то сейчас эти спецобязанности на 80 млрд грн оплачивают все, а согласно новой «реформы» – будут оплачивать только госкомпании, а «ДТЭК» не будет платить. Вот так почему-то заканчиваются эти «реформы», которые в теории когда-то были европейскими.

Объяснять украинцам на выборах такие многомиллиардные решения в пользу Ахметова будет очень трудно. В конце концов, такая искривленная и сомнительная «реформа энергорынка» в виде неподготовленной либерализации монополий – это ответственность правительства. Внимательно следим, что будет принято завтра.

Оригинал

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page