Законодательные новеллы перекладывают ответственность за нарушение ПДД с виновного лица на собственника авто, нарушая при этом несколько норм Конституции.
С 1 июня 2020 года заработала система фото- и видеофиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) с помощью стационарных камер, которые работают в автоматическом режиме.
Теперь ответственность за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, возлагают на юридических владельцев автомобиля – ответственных лиц и надлежащих пользователей.
На первый взгляд, обжаловать в суде постановление о нарушении ПДД, даже если его совершило третье лицо, просто невыгодно.
Под «ответственными лицами» законодатель понимает физическое лицо либо руководителя юридического лица, за которым зарегистрировано транспортное средство (ст. 142 Кодекса Украины об административных правонарушениях — КУоАП).
«Надлежащим пользователем» транспортного средства признается лицо, сведения о котором внесены в данные техпаспорта, а также исполняющий обязанности руководителя юридического лица, если в нем отсутствует руководитель.
Если автомобиль зарегистрирован за границей, отвечать за нарушение ПДД будет лицо, которое ввезло это транспортное средство в Украину ( ст. 2792 КУоАП).
Постановления выносятся без участия лица, которое привлекается к ответственности, а протокол о нарушении ПДД не составляется.
Описанный выше порядок вообще не рассматривает в качестве нарушителя ПДД лицо, управляющее транспортным средством и виновное в нарушении ПДД.
Хотя именно виновное лицо должно быть указано в постановлении о привлечении к ответственности за нарушение ПДД, зафиксированное в автоматическом режиме.
Статья 280 КУоАП прямо предусматривает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо обязано установить, было ли совершено административное правонарушение и виновно ли лицо в его совершении.
Теперь же получается, что к административной ответственности будут привлекать не виновное лицо, совершившее правонарушение, а владельца транспортного средства, что, очевидно, противоречит статье 61 Конституции, которая гарантирует индивидуальную юридическую ответственность.
Кроме того, нормами КУоАП узаконен принцип «презумпции виновности», поскольку обязанность доказывать свою невиновность переложена с государства на владельца транспортного средства. Это также грубо противоречит статье 62 Конституции Украины.
Как видим, законодатель решил переложить ответственность за нарушение ПДД с виновного лица на собственника транспортного средства, нарушив при этом несколько норм Конституции и сделал это… повторно.
Согласно действующему порядку управления транспортными средствами, для правомерной передачи транспортного средства третьему лицу, собственнику достаточно передать технический паспорт на автомобиль, страховой полис и ключи.
Но именно такой случай не предусмотрен в КУоАП для освобождения собственника транспортного средства от административной ответственности за правонарушение, совершенное тем третьим лицом, которое и будет виновником нарушения ПДД.
Отменены штрафные баллы для водителей за нарушение ПДД.
То есть, при существующем порядке определения виновного лица сотрудники полиции будут выходить не из доказанности совершенного им правонарушения, а с позиций зарегистрированного права собственности (пользования).
И именно на владельца автомобиля, а не нарушителя, будет составлен протокол о нарушении ПДД.
Для того ,чтобы обеспечить «живучесть» этой антиконституционной системы определения нарушений ПДД, исполнительная власть пошла на определенные шаги.
Они направлены на массовость применения такого вида доказательств «вины» собственников транспортных средств и призваны отбить у большинства собственников желание обжаловать незаконность привлечения к ответственности.
Например, власть добилась от Верховного Суда решения о необходимости уплаты судебного сбора за обжалование постановлений за нарушение ПДД (до 2020 года такие иски не облагались судебным сбором).
В 2020 году минимальный размер судебного сбора для обжалования незаконных действий сотрудников полиции при вынесении постановлений о нарушении ПДД составляет 840,8 грн.
Кроме того, отменены штрафные баллы для водителей за нарушение ПДД, при наборе определенного количества которых наступала возможность лишения водительских прав.
Это сделано для того, чтобы водители не обжаловали в суде постановления, сумма штрафа по которым является незначительной.
При этом штраф за превышение скорости составляет 255 грн, за превышение скорости более чем на 50 км – 510 грн, за нарушение правил пересечения перекрестка (в т.ч. на красный свет светофора) – 425 грн.
Создание аварийной ситуации потянет на 680 грн, нарушение правил остановки, стоянки и парковки – от 340 до 1700 грн.
Но, если «нарушитель» оплатит штраф в течении 10 дней с момента составления (получения) постановления о нарушении ПДД, он получит «скидку» в 50%.
Все вышеописанное делает экономически невыгодным обжалование в суде собственником авто постановления о нарушении ПДД, даже если его совершило третье лицо.
Безусловно, те собственники, которые решатся уплатить судебный сбор за обжалование заведомо незаконных постановлений сотрудников полиции о нарушении ПДД, потратив немного времени на адвоката для составления иска, смогут выиграть дело.
В этом случае они не только не заплатят штраф, но и взыщут с казначейства уплаченную сумму судебного сбора и стоимость услуг адвоката.
Однако массовость применения постановлений за нарушение ПДД дает государству шанс получить огромный экономический эффект от масштабного применения антиконституционных (хоть и незначительных) штрафов.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора