Когда в стране кризис, украинцы идут в рестораны

директор «Украинской торговой гильдии»

Одна из главных целей общепита быстро и качественно обслужить покупателя. Естественно отрасль развивается, двигается вперед, а кафе и рестораны стараются успевать за всеми рыночными изменениями, оставаясь тренде.

Сегодня изменяется потребительский спрос украинцев, что связано с экономическими кризисами. Дело в том, что за последние несколько лет в нашей стране это уже второй кризис. Как показывает практика, самый быстро развиваемый рынок – это рынок общественного питания и ресторанов. И вот поведение украинцев во время кризиса кардинально отличается от европейцев.

В Европе люди обычно едят на улице, в ресторанах и на фудкортах. Когда же приходит кризис, они начинают экономить, покупают продукты в супермаркетах и готовят дома. А в Украине тенденция совершенно другая. Как только начинается кризис, люди начинают есть на улице, посещают фестивали уличной еды, то есть получают положительный заряд и не экономят на этом деньги.

Поэтому первый всплеск по развитию фудкортов, ресторанов и общепитов был в 2009 году. Во время первого серьезного кризиса произошло действительно большое развитие общественного питания. Появилось очень много новых заведений и фудкортов, начали появляться новые франшизы.

Вторая волна развития, которая продолжается и сейчас, началась в 2013 году. По данным исследования GfK видно, что потребительские настроения украинцев улучшились, но тем не менее общепиты и рестораны продолжают развиваться, так как растет спрос.

Однако в следующие два года рынок общественного питания будет продолжать меняться и его ждет развитие. Так, в Киеве скоро появится первый базар ресторанов или рынок ресторанов. Такой базар уже есть в Одессе. Также появятся новые ресторанные форматы, а уже присутствующие на рынке продолжат развиваться. Такая тенденция сохранится в дальнейшем и будет расти.

На украинский рынок общественного питания зайдут новые франшизы, и в то же время будут появляться новые рестораны, которые будут придумывать рестораторы. В Украине есть такая тенденция, когда рестораны придумывают под потребительский спрос. Пробуют, запускают. Если идет – развивают дальше. Если нет – прекращают развивать и пробуют что-то новое. В нашей стране это еще полусвободная ниша.

Также в Украине нет больших ресторанов «фри-фло», когда на одной территории находятся несколько кухонь. У нас в стране единственный Фестиваль уличной еды, который находится в Киеве на Лесной. Возможно, появится второй формат на ВДНХ. Это очень хорошая площадь, на которой можно тренироваться. Также, все ждут появление у нас Starbucks. Вполне возможно, что следующий год мы все-таки увидим в Киеве появление этого бренда. Такое развитие рынка поддерживает потребитель. Спрос рождает предложение.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page