Неизбежность победы Украины не вызывает сомнений практически ни у кого. А особенно – у Путина, который, осознавая свое поражение, стремится успеть нанести нашей стране наибольший ущерб и сделать цену этой победы для Украины максимально высокой. Враг стремится отобрать у украинцев не только жизни, дома, экономику, инфраструктуру, но и надежду на свободную, спокойную, богатую жизнь, то есть самое будущее. Поэтому иметь четкое, взвешенное и обоснованное видение будущего страны, ради которого сегодня мы несем эти колоссальные жертвы, – одно из условий будущей победы. И разработка стратегий послевоенного обновления и развития – крайне важная задача уже сегодня.
Послевоенное восстановление европейской страны после столь жестоких разрушений — беспрецедентный вызов, который встанет не только перед украинскими властями, но и перед международным сообществом, которое оказывает нашему государству поддержку в войне с агрессором сегодня и декларирует готовность подставить плечо в восстановлении завтра. Масштабы, да и процесс восстановления, сейчас спрогнозировать практически невозможно. До завершения разрушительной войны невозможно установить «исходные точки», из которых должно восстанавливаться утраченное. Однако идеология этого процесса должна выстраиваться уже сейчас.
Самое важное в этой идеологии, требующее осознания, — то, что восстановление каких-либо материальных объектов не должно рассматриваться как конечная задача. На самом деле ключевым является — в максимально сжатые сроки, опираясь на одержанную на пути к победе консолидированность украинской нации, мощную поддержку международного сообщества восстановить способность национальной экономики обеспечивать достойную качественную жизнь людей на основе эффективной реализации национального человеческого, природно-ресурсного, экономического потенциала. И то, как это сделать оптимальным образом, уже будет определять – что следует отстраивать до довоенного состояния, что создавать заново, а с чем, возможно, распрощаться.
Мир выражает готовность оказать финансовую поддержку в восстановлении Украины, запустив в послевоенный период условный «план Маршалла». По имеющейся информации, уже разрабатываются грантовые и инвестиционные проекты, которые будут иметь конкретные экономические и технологические измерения. Однако консолидировать и привлечь финансовые ресурсы, разработать и реализовать конкретные проекты еще не будет означать восстановление национальной экономики как целостного дееспособного организма. Нужны одновременные комплементарные изменения экономической среды, обеспечивающие способность национальной экономики эффективно усвоить финансовый эффект от проектов, реализуемых за счет финансовой помощи, обеспечить системные сдвиги экономики и общества, которые позволят построить новое свободное обеспеченное государство. Если проектные подходы «плана Маршалла» могут разработать (и, наверное, разработают) зарубежные партнеры, стратегия внутренних изменений – «домашнее задание» самих украинцев. Наличие национальной стратегии восстановления – не только ориентир потенциальным донорам для формирования направлений международной помощи. Но и сигнал для партнеров о том, что оказанная помощь оказывает желаемые структурные влияния, ее эффект получит мультипликативное усиление, «запустив» национальную экономику, а сама страна является экономически субъектной и прогнозируемой, что существенно для привлечения серьезных инвесторов.
Продолжающееся противостояние российской агрессии ставит экономику Украины на военные рельсы. Формируется достаточно специфический конгломерат централизованно регулируемого «скелета» устойчивости экономики и глубоко либерализованного сегмента жизнеобеспечения населения. Цена такого сочетания – накопление значительных макроэкономических дисбалансов в бюджетной и денежно-кредитной сферах, которые до сих пор успешно компенсируются благодаря ограничительным действиям Нацбанка и международной финансовой помощи. Однако при переходе экономики в режим восстановления, чтобы реализация международных проектов происходила интегрированной в национальную экономику, эти дисбалансы должны быть преодолены. Сама экономика из режима выживания должна перейти в режим формирования финансово-экономических и институциональных предпосылок для концентрации и направления ресурсов на цели восстановления.
Первым требованием должна стать максимально возможная динамичность обновления инфраструктуры, экономического потенциала, качества жизни граждан. Это необходимо для того, чтобы минимизировать потери человеческого потенциала, экономические потоки и восстановить генерацию национального дохода. Начинать нужно с «реанимации» — стабилизации гуманитарной ситуации в регионах, пострадавших от боевых действий, обеспечения безопасности проживания и восстановления базовой инфраструктуры. За этим должна следовать организация поэтапного возвращения граждан (включая выехавших за границу) в места постоянного проживания, синхронизированная с последующим восстановлением инфраструктуры, восстановлением основных экономических объектов и соответствующих возможностей для занятости. В дальнейшем восстановление должно логично перетекать в модернизацию экономики – создание системы современных производственных и инфраструктурных объектов, формирование секторов – «локомотивов» долгосрочного развития страны, интегрированных в европейскую и глобальную экономику. Это будет закладывать основу преобразований страны в подготовке к обретению членства в ЕС – что уже потребует отдельной следующей стратегии.
Действенность стратегии восстановления как пространства консолидации общества ради будущего будет обеспечивать широчайшую вовлеченность всего круга возможных стейкхолдеров (различных слоев населения, предпринимателей, малого, среднего и крупного бизнеса) в реализацию задач восстановления, а также получение положительного эффекта от этого восстановления. Несомненно, динамизация процессов восстановления потребует привлечения извне страны не только финансовых ресурсов, но и работников, техники, оборудования, привлечения опытных иностранных управленцев и т.д. Вместе с тем, приоритетность задействования украинских ресурсов позволит получить мультипликативный положительный эффект восстановления для роста экономики и доходов.
Обоснование производственной специализации – то есть определение, в какие из секторов экономики должны направляться ресурсы, а в отношении которых целесообразнее ориентироваться на импорт, – один из наибольших вызовов процесса восстановления. В условиях послевоенных деформаций полагаться на рыночные структурообразующие механизмы конкуренции не всегда уместно. Критерием в послевоенном структурообразовании должно быть создание условий для оптимальной реализации национального ресурсного потенциала для целей и задач восстановления. Должна быть восстановлена целостность базовой промышленной системы жизнеобеспечения страны, нарушенная разрывами логистики и физическим разрушением производственных мощностей. Это потребует, в частности, перехода от оправданного в военный период расчета на покрытие внутренних дефицитов импортом к обоснованному снижению импортозависимости. Что, кстати, важно для достижения устойчивости экономики. Как одно из условий восстановления, двигатель инклюзивного экономического и социального развития и структурной модернизации экономики может сработать реализация аграрного потенциала на новых индустриальных началах.
Учитывая значительную территориальную неравномерность распространения разрушительных последствий войны, важна региональная и территориальная сбалансированность восстановления. Естественно, приоритетность должна отдаваться наиболее пострадавшим регионам и общинам. Однако это не значит, что без внимания должны остаться относительно благополучные регионы — они имеют свои приобретенные в результате войны проблемы — трудоустройство и обустройство переселенцев, которые долго не смогут вернуться (или вообще откажутся возвращаться) в разрушенные населенные пункты, организация стабильной работы перемещенных предприятий. Очевидной становится необходимость региональной дифференциации политики восстановления с определением различных по комплексам проблем типов общин. Соответственно, важная роль в реализации Стратегии восстановления будет возлагаться на территориальные общины – это потребует налаживания основ устойчивости экономики и управленческой способности общин в условиях специфических последствий войны, распространения межмуниципального и межрегионального сотрудничества.
Реализация как «Плана Маршалла», так и Стратегии восстановления будет иметь смысл только при условии обеспечения полноценной безопасности физических лиц, бизнеса, общин в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. Бесспорно, это будет накладывать отпечаток на все составляющие восстановления – от жилищного строительства до восстановления транспортной инфраструктуры, которые должны, наряду с другим, предусматривать соблюдение условий устойчивости, что станет обязательным условием конкурентоспособности. В масштабах страны вызовы безопасности потребуют обеспечения функционирования мощного оборонно-промышленного комплекса и формирования стратегических резервов. Поэтому еще одним из мощных вызовов восстановлению должна стать необходимость сочетания требований безопасности с сохранением и усилением основ либеральной экономики (дерегуляция) и гражданского управления (децентрализация) – которые, в свою очередь, также являются основами устойчивости страны.
Как известно, побеждает в войне тот, кто видит будущую мирную жизнь. Стратегический подход к послевоенному восстановлению будет давать видение не только этого будущего, но и пути к нему, а институциональные изменения, происходящие в процессе реализации Стратегии восстановления, должны быть синхронизированы с изменениями, предусмотренными планом членства в ЕС. Тогда восстановление станет первым шагом в достижении прогресса Украины как страны – кандидата в европейское сообщество.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора