Пока идет война и в Украине действует режим военного положения, Конституцию нельзя менять. А что будет после окончания войны?
Это зависит от того, когда, как и чем завершится война, какова будет внутриполитическая ситуация, когда будут следующие выборы.
Все это будет влиять на ситуацию в парламенте и на возможность внесения изменений в Конституцию Украины, в частности, наличие в Верховной Раде конституционного большинства для внесения изменений в Основной закон.
Сейчас это невозможно предсказать однозначно. И война, и внутриполитическая ситуация могут развиваться по-разному.
Есть изменения в Конституцию Украины, которые планировалось внести до 24 февраля, и они остаются актуальными.
Речь идет о закреплении в Основном законе реформы децентрализации и определенных изменений в административно-территориальном устройстве страны, в частности, изменении названий некоторых областей.
В связи с последствиями войны могут возникнуть новые потребности в конституционных изменениях, в том числе относительно оснований для лишения депутатских мандатов и ограничения пассивного избирательного права для лиц, признанных коллаборантами, сотрудничавшими с российскими оккупантами.
Ускорение процесса евроинтеграции Украины и необходимость реформ, связанных с этим процессом, также может задать вопрос об определенных конституционных изменениях, например, по организации конституционного правосудия.
Если война с россией затянется, может возникнуть очень нестандартная ситуация относительно необходимости внесения определенных изменений в Конституцию, но это будет противоречить конституционным нормам, запрещающим это делать во время военного положения.
И как преодолевать этот замкнутый круг? Здесь потребуется разъяснение Конституционного суда, возможно, даже придется менять конституционную норму о невозможности изменения Основного закона Украины во время военного положения.
Еще одна нестандартная ситуация, которая может возникнуть при затягивании войны, – сроки полномочий президента Украины, Верховной Рады, органов местного самоуправления. Эти сроки определены Конституцией Украины.
Но во время военного положения выборы проводить нельзя. Безусловно, можно просто изменить нормы закона о военном положении. Но как проводить выборы в условиях нынешней войны и в ситуации, когда миллионы украинцев стали вынужденно перемещенными лицами, в частности, оказались за рубежом?
Однозначного ответа на этот вопрос нет, и может возникнуть ситуация с необходимостью отсрочки проведения выборов во время войны. Как это конституционно нормировать? Думаю, что эти вопросы будут решаться по мере и в случае их практической актуализации.
Напоследок отмечу, что после войны внутриполитическая ситуация может очень сильно измениться, в частности, может возникнуть и мощный запрос на политическое обновление. В этом контексте не удивлюсь, если из разных политических лагерей может возникнуть инициатива о разработке и принятии новой Конституции Украины.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора