Facebook Pixel

Как в Украине имитируется борьба с нелегальным алкоголем

Денис Сиюшов
Старший юрист, координатор налоговой практики АО «Arzinger», адвокат

По разным оценкам доля теневого рынка алкоголя в Украине составляет около 50%. Это примерно 12 млрд грн в год только акцизного налога, не собранного в бюджет.


В Украине давно и много говорят о необходимости борьбы с нелегальным рынком подакцизной продукции. Помимо контрабанды, в число нелегальных схем входит производство контрафактного товара, а также продажа алкоголя и табачных изделий производителями в порядке «третьей смены».

В 2016 году Кабмин своим распоряжением утвердил Концепцию создания и внедрения автоматизированной системы контроля за оборотом подакцизных товаров (алкогольных напитков и табачных изделий) «Электронная акцизная марка». Помимо прочего, эта концепция предполагала достижение следующих целей:

Telegram Logo
  • создание системы контроля за подакцизными товарами по цепочке от импортера или производителя до конечного потребителя;
  • детенизацию рынка подакцизных товаров;
  • как следствие, увеличение доходов бюджета от сбора акцизного налога.

Какой порядок действий был предложен Концепцией? Все очень логично. Сначала провести анализ рынка нелегальной подакцизной продукции. Затем разработать изменения в Налоговый кодекс и другие законы Украины.

В дальнейшем определить техзадание на создание автоматической системы и выбрать ее поставщика. И в итоге внести изменения в подзаконные акты Кабмина.

Концепция определяла конечный срок запуска автоматизированной системы – конец 2018 года.

Действия Минфина

В начале 2020 года в Министерстве финансов стали широко рекламировать идею электронной акцизной марки с нанесением на нее QR- и штрих-кода. По словам представителей министерства, эта система позволит эффективнее бороться с контрабандой и контрафактным товаром.

12 февраля Кабмин принял два постановления, касающихся акцизных марок на алкогольные напитки. Одним постановлением Кабмин утвердил дополнительное требование о нанесении QR-кода и штрих-кода на акцизные марки, а также внес ряд технических, на первый взгляд, изменений (Постановление №97). Другим постановлением Кабмин утвердил новые образцы акцизных марок (Постановление №74). Оба постановления были разработаны Минфином и вступили в силу 19 февраля.

QuoteПроблема в том, что акцизные марки на алкоголь и на сигареты имеют разную форму и по-разному клеятся на единицу товара.

Однако почему-то новые требования касаются только алкогольных напитков. Как будто на рынке сигарет и лекарств нелегальных товаров нет.

Для большинства неспециалистов в этой сфере действия Минфина выглядят позитивными. Вот, например: само по себе словосочетание «электронная акцизная марка» – еще один шаг к реализации «государства в смартфоне». Наличие QR-кода – возможность отследить легальность акцизной марки на сайте Государственной налоговой службы. К тому же обещают обеспечить прослеживаемость алкоголя от производства или импорта до продажи конечному потребителю. По крайней мере, именно такие аргументы приводят идейные вдохновители этой системы.

Но система в этом виде должным образом не сработает. Более того, считаю, что эта идея может еще и навредить государству.

О товарах, к которым применима система «Электронная акцизная марка»

Во-первых, почему действие автоматизированной системы распространяется только на алкоголь? Ведь в Концепции Кабмина есть четкое указание на реализацию системы в отношении алкогольной продукции и табачных изделий.

Проблема в том, что акцизные марки на алкоголь и на сигареты имеют разную форму и по-разному клеятся на единицу товара. Сейчас государственное предприятие «Полиграфический комбинат «Украина», которое производит акцизные марки, потратит определенную сумму бюджетных средств на внедрение системы маркировки алкогольной продукции; после чего, если Минфин придет к тому, чтобы распространить систему и на табачные изделия, систему маркировки придется дорабатывать и настраивать заново.

Кроме того, в чем такая особенность только подакцизной продукции? Ведь есть еще и лекарства, продукция химической промышленности, другие ценные товары. Разве нелегальный рынок – это только подакцизные товары? Вопрос риторический.

Тем более что есть порядок того же Кабмина, которым утвержден пилотный проект по маркировке лекарственных препаратов. Проект был утвержден еще в июле 2019 года, но, насколько мне известно, МОЗ в реализации этого проекта далеко не продвинулось.

Почему бы государственным органам не объединиться и не разработать унифицированную систему маркировки, которую можно было бы распространить на все виды товаров? Ведь создание отдельной системы под каждый вид товаров – это и дополнительные бюджетные расходы, и отсутствие единого контроля, и увеличение возможностей для злоупотреблений.

О системе Track&Trace, которая не имеет ничего общего с системой «Электронная акцизная марка»

Инициаторы февральских постановлений Кабмина заявляют о том, что электронная акцизная марка позволит обеспечить прослеживаемость алкогольных напитков от импортера или производителя до конечного потребителя. Но это не имеет ничего общего с реальностью.

Система Track&Trace может быть реализована только в одном варианте: если на товар наносится уникальный код, который снимается (погашается) в момент продажи товара конечному потребителю и выводится из оборота. Если налоговый орган получает информацию об использовании кода после его вывода из оборота, это становится поводом для проведения внеплановой налоговой проверки. Только в этом случае можно будет говорить о полноценной борьбе с нелегальным рынком. Если не выводить уникальный код из оборота, он будет использован еще на тысяче или сотне тысяч единиц товара.

В том формате электронной акцизной марки, который был принят Кабмином, о погашении уникального кода на этапе продажи потребителю речь не идет. И это логично, потому что для этого требуются изменения в законы Украины. Постановлением Кабмина изменения в законы не примешь. Для этого Кабмин должен был бы разработать соответствующие законы. Что, кстати говоря, соответствовало бы этапности, предусмотренной Концепцией. Почему Минфин начал с самого конца – с разработки подзаконных актов?

Здесь следует также упомянуть табачные компании, которые лоббируют усеченную систему трейсинга – до продажи в розницу. На одной из недавних рабочих групп их представители требовали от Минфина принять именно такой вариант. Почему производители сигарет не заинтересованы в трейсинге табачной продукции до конечного потребителя, ведь это позволило бы гораздо эффективнее бороться с «черным» рынком сигарет?

При подготовке постановлений Кабмина к принятию в Министерстве цифровой трансформации дали свою негативную оценку идее электронной акцизной марки. В Минцифры также заявили, что эффективнее всего было бы создать единую унифицированную систему отслеживания, которую можно было бы применять ко всем видам товаров.

Необъяснимые изменения

Постановлением №97 Кабмин сужает требования к покупателям акцизных марок в сравнении с тем, что предусматривает действующая редакция порядка Кабмина.

В действующем порядке в перечне документов, которые подаются для приобретения акцизных марок, указано платежное поручение об уплате акцизного налога с отметкой банка о выполнении. Отметка банка имеет особо важное значение, поскольку банк может принять платежное поручение, но не выполнить его, например, в связи с отсутствием средств на счету предприятия.

Постановлением №97 отменяется требование о наличии в платежном поручении отметки банка о выполнении. Теперь покупателю акцизных марок достаточно только предоставить в налоговую информацию о реквизитах платежного поручения.

Иными словами, теперь подтверждение о фактической уплате налога в бюджет не требуется. Ведь предприятие может подать платежное поручение в банк, а банк не обязательно его выполнит. Как в таком случае государство узнает о недополучении акцизного налога? Каков будет порядок возврата акцизных марок?

Акцизные марки старого образца продолжают действовать

Постановлением №74 Кабмин утвердил новые образцы акцизных марок на алкогольные напитки, на которые теперь наносятся QR-код и штрих-код. В этом же постановлении Кабмин обязал Государственную налоговую службу прекратить продажу акцизных марок старого образца, а уже проданные акцизные марки вернуть и уничтожить.

Поскольку новые образцы акцизных марок утверждены под предлогом внедрения новой системы отслеживания алкогольных напитков, правильно было бы отменить предыдущее постановление Кабмина в части утверждения предыдущих образцов акцизных марок.

QuoteИсключительно верным решением была бы разработка такой унифицированной системы для всех видов товаров.

Кроме того, Постановление №74 не запрещает ГП «Полиграфкомбинат» осуществлять выпуск акцизных марок по старому образцу. А Налоговый кодекс Украины в свою очередь предусматривает, что маркировка алкогольных напитков осуществляется акцизными марками, образцы которых утверждены Кабмином.

В связи с этим возникает очень простой вопрос: если на сегодняшний день действуют оба постановления Кабмина, которыми утверждены как новые, так и старые образцы акцизных марок, каким образом Минфин собирается отслеживать оборот алкогольных напитков? Ведь предыдущие образцы акцизных марок не признаны недействительными, а государственному ГП «Полиграфкомбинат» не запрещено осуществлять выпуск акцизных марок по старым образцам.

Да, налоговая служба не сможет продавать марки старого образца производителям и импортерам. Но это не значит, что нелегальный рынок алкогольной продукции не сможет использовать старые акцизные марки – формально они до сих пор остаются действительными.

Критикуя — предлагай

На мой взгляд, правильным и взвешенным решением для Минфина было бы инициирование изменений в Налоговый кодекс и другие законы Украины, которые сначала создали бы основу для внедрения системы Track&Trace, а уже на основании законов можно было бы разрабатывать изменения в подзаконные акты.

Кроме того, исключительно верным решением была бы разработка такой унифицированной системы для всех видов товаров. Да, протестировать работу системы можно было бы на подакцизных товарах (на тех же алкогольных напитках). Но законодательная база должна изначально быть создана такой, чтобы ее можно было применять к разным товарам.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости