Источник средств на медицину и здравоохранение: опыт Великобритании и возможности для Украины

глава «Альянса уменьшения вреда в Украине»

Государственно-частное партнерство позволяет сократить расходы и передать часть рисков из государственного в коммерческий сектор. По контракту частные компании создают и обслуживают государственные услуги и инфраструктуру, однако значительная часть финансового риска остается за государством. По данным Всемирного банка (декабрь 2016 года), данная практика распространена в 92 странах мира.

Великобритания была среди пионеров государственно-частного партнерства. С конца 1990-х британское сотрудничество между государственным и коммерческим сектором охватило следующие государственные расходы: здравоохранение, образование, военная сфера. Британское правительство платит частным консорциумам за использование построенной ими инфраструктуры, пока она не переходит в собственность государства через несколько десятилетий. Наибольшим успешным примером данного сотрудничества является старейшая клиника в Лондоне – Бартс (Больница Св. Варфоломея), построенная в 1123 году. Это старейшая британская клиника, которая и сегодня находится на месте основания.

Девелоперский гигант Skanska UK восстановил и построил Бартс, инвестировав в проект более 1 млрд фунтов. Теперь Бартс – это ведущий кардио-онкологический центр, который обслуживает Лондон и окрестности. Заведение рассчитано на 290 мест и обеспечивает работой более 2 тыс. человек. В течение всего процесса реконструкции больница продолжала работать в обычном режиме.

В свою очередь, инвестиционная корпорация Sustainable Development Capital вложила более 2,5 млн фунтов в низкоуглеродное комбинированное производство тепла и электроэнергии (CCHP) в Бартсе. В соответствии с Директивой ЕС по энергоэффективности, CCHP обеспечивает производство электроэнергии и тепла с меньшим количеством углерода, что приведет к сокращению выбросов. Британский министр энергетики и изменения климата Грег Баркер следующим образом прокомментировал данный проект: «CCHP имеет большой потенциал для значительных сокращений выбросов и уменьшения расходов для таких мощных потребителей энергии, как больницы. Но для этого нужна значительная финансовая поддержка, поэтому я полагаюсь на государственно-частное партнерство для реализации подобных проектов».

Государственно-частное партнерство для реконструкции Бартса позволило Национальной службе здравоохранения:

  • повысить качество и доступность медицинской помощи путем предоставления новых клинических моделей;
  • улучшить среду для больных и персонала и сократить загрязнение окружающей среды;
  • увеличить количественную возможность оказания медицинской помощи;
  • снизить государственные расходы в сфере здравоохранения;
  • улучшить квалификацию и лояльность персонала.

Совершенствование здравоохранения путем внедрения новых технологий лечения и диагностики заболеваний, а также строительства новых профильных медицинских центров требует больших капиталовложений со стороны государства.

Задачей №1 реформы здравоохранения в Украине является поиск финансирования, ради такого можно даже специальную должность или рабочую группу создавать. Без решения проблемы нехватки средств вся красивая демагогия и даже искренние намерения не имеют практического смысла.

Внедрение обязательного государственного медицинского страхования на основе государственно-частного партнерства с привлечением страхового бизнеса с положительным опытом и высокой репутацией уменьшает финансовую нагрузку как на превентивное здравоохранение, так и на обеспечение медицинской помощи.

С участием трех сторон – государства (налогоплательщиков), граждан (приемлемые доплаты за страховые полисы) и страхового бизнеса – выигрывают все. Государство получает ресурс для сохранения человеческого потенциала. Граждане получают реализацию права на здоровье и медицинскую помощь, а также мотивацию избегать вредных факторов для здоровья в повседневной жизни, ведь расчет стоимости полиса должен прямо пропорционально зависеть от образа жизни. Отрасль получает расширение рынка страховых услуг и таким образом выигрывает за счет объемов, освобождаясь от зависимости от маржи цен (и делает полисы более доступными для граждан). Для этого всего лишь нужно вести переговоры и грамотно осуществлять расчеты, инициатором и промоутером которых должно выступить Министерство здравоохранения. Конечно же, все зависит не от одного министерства, но инициатива должна исходить от профильного ведомства.

Однако вместо поиска финансирования наблюдается тенденция к сокращению уже имеющихся медицинских и научных ресурсов и коммерциализации того, что является стратегической обязанностью государства – здравоохранения и доступности медицинской помощи. Такая политика является неуместной для самой бедной страны Европы, находящейся в состоянии войны, где большинство населения живет за чертой бедности, а количество самого населения ежегодно сокращается на 200 тыс. из-за легкомысленного отношения чиновников к здравоохранению и медицинской помощи. Здравоохранение нуждается в финансировании. Однако без решения этой задачи путем государственно-частного партнерства и/или другими способами деньги не пойдут за пациентом, поскольку их попросту нет.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page