В современном мире игорный бизнес регулируется государством по трем основным подходам:
- британская модель игорного бизнеса. Основывается на принципе ограничения государственной властью данного бизнеса, но в то же время данной модели свойственен либеральный подход, не предусматривающий элементов стимулирования развития азартных игр. Данная модель сдерживает расширение рынка подобных услуг, ограничивает свободный доступ населения к азартным играм, но в то же время делает это очень толерантно, руководствуясь реальной оценкой рисков, связанных с возможным развитием игорного бизнеса в стране;
- европейская модель. Игорный бизнес интегрируется в экономику страны. Происходит признание и использование казино государством для усиления своих возможностей, что в свою очередь помогает поддерживать не только локальные территории, но и региональные рынки;
- американский подход. Государство использует по отношению к игорному бизнесу экономический либерализм. С одной стороны, государство не препятствует расширению рынка, построению новых казино и получению максимальной прибыли, но при этом все эти процессы строго контролируются. В некоторых штатах возможны более строгие ограничения развития игорного бизнеса.
Легализация любого вида бизнеса требует нормативного регулирования соответствующей отрасли.
Мировая практика свидетельствует о существовании достаточно широкого перечня нормативно-правовых актов, которые регулируют деятельность в сфере азартных игр. Среди таких актов можно выделить:
- специальные законы – для унитарных стран континентальной правовой системы;
- нормативно-правовые акты субъектов федерации – для федеративных государств;
- судебные прецеденты – для стран с англосаксонской правовой системой;
- отдельные положения в Конституции государства – очень редкое явления. Самый яркий представитель – Швейцария.
Как отмечено выше, уникальной с точки зрения регулирования азартных игр является Швейцария, так как там регулирование закреплено в Конституции. Конституция содержит основные положения о ведении деятельности по организации азартных игр.
- Читайте также: В Hilton Kyiv откроют казино за $25 млн
Основная законодательная база формируется на уровне конфедерации, но при этом в обязательном порядке учитываются интересы кантонов. В процессе выдачи лицензии контролирующие органы учитывают возникновение социальных рисков, наличие региональных условий для открытия подобного рода заведений.
Валовой доход всех игорных домов облагается налогом. При отчислении он не должен превышать 80% от валовой прибыли игорного дома, получаемой в результате проведения азартных игр. Все налоги идут на погашение государственных субсидий, выплаты пенсий по возрасту, инвалидности или при потере кормильца.
Контроль за игорным бизнесом осуществляется комплексно – конфедерацией и кантонами. Создается единый контролирующий орган, в состав которого входят представители исполнительной власти: члены конфедерации и члены кантонов в равных долях.
Помимо системы государственных законов, действующих для всех, существуют законы кантонов, которые регулируют деятельность игорных заведений на местах. Последние учитывают особенности игры, места расположения и режим работы игорных домов. Именно представители кантонов контролируют прибыль от игорного бизнеса и гарантируют, что она идет на благосостояние общества, в том числе на развитие культуры, спорта, социальной сферы жизни.
Читайте также: «За» и «против» легализации игорного бизнеса. Позиции сторон
В других странах, в зависимости от предмета регулирования, законодательство в сфере организации и проведения азартных игр можно разделить на специальное и общее.
Общие (основополагающие) законы – полностью регулируют процесс игорного бизнеса на территории определенного государства, начиная от его организации и заканчивая распределением полученных налогов. Они устанавливают определенные правила ведения данного вида бизнеса, его цели, а также основы регулирования.
Такие законы, как правило, направлены на закрепление понятийного аппарата, фиксацию полномочий государственных органов в сфере игорной деятельности, разграничение и урегулирование видов деятельности, вопросов лицензирования, а также разработку механизмов защиты уязвимых категорий граждан от вредного воздействия азартных игр.
Общие законы об игорном бизнесе существуют в следующих странах:
- Бельгия – Закон «Об азартных играх и игорных домах» (1998 г.);
- Великобритания – «Об азартных играх» (2005 г.);
- Венгрия – Закон «Об азартных играх» (1991 г.);
- Новая Зеландии – Закон «Об азартных играх» (2003 г.);
- ЮАР – Закон «Об азартных играх» (2004 г.).
Специальные законы, в отличие от общих, регулируют только часть отношений, которые возникают в процессе организации и проведения азартных игр. Например, Закон «О регулировании азартных игр, организуемых индейскими племенами», принятый Конгрессом США в 1988 г., относится к специальным законам.
- Читайте также: Игорный бизнес в Украине без конкурса отдают ставленнику Офиса президента — Bihus.Info
Есть государства, в которых принимается общий закон, а затем – ряд специальных. Они могут приниматься одновременно, или в разные промежутки времени. Есть страны (например, Швеция), в которых игорный бизнес регулируется только за счет действия специальных законов, которые индивидуальны для каждого из существующих сегментов азартных игр.
Безусловно, закон не способен регулировать все отношения в сфере организации азартных игр, и, следовательно, следующим звеном регулирования являются подзаконные акты.
Как правило, основные подзаконные акты разрабатывают специальные регуляторные органы, отвечающие за контроль в сфере азартных игр и лицензирование соответствующего бизнеса. Такие органы создаются при Министерствах, часто в виде специальных комиссий либо советов.
Так, в Швейцарии и Бельгии они существуют под патронатом Министерства юстиции, в Словении и Болгарии – Министерства финансов, в Великобритании – Министерства культуры, СМИ и спорта. Но, как правило, это все же самостоятельные органы, вычлененные из общей структуры того или иного Министерства, поскольку данный рынок является специфическим, и зачастую функции его регулирования не свойственны тому или иному Министерству.
Дополнительно определенную роль в регулировании игорного бизнеса играют органы власти на местах. Именно они, опираясь на общие и специальные законы и соответствующие акты исполнительных органов, устанавливают специфические правила, обязательные для предприятий игорного бизнеса, расположенных на их муниципальной территории.
Если взять, к примеру, французское законодательство, то к прерогативе местных органов власти относится регулирование вопросов, связанных с режимом работы заведений, их площадью и пропускной способностью, направлением работы, видами используемых игр и даже с месторасположением.
- Читайте также: Украинским рынком игорного бизнеса заинтересовалась международная компания — глава комитета Рады
Федеративные государства, помимо основного законодательства, используют нормативно-правовые акты субъектов федерации. Союзные конституции разграничивают предметы, которые находятся под контролем федерации, и те, которые закреплены за ее субъектами. Игорное законодательство федерации существует за счет распределения сфер влияния.
Существуют федеративные государства, в которых все вопросы, связанные с организацией и проведением азартных игр или пари, находятся под контролем федерации. И именно союзы издают соответствующие акты, которые регламентируют игорный бизнес.
Также существует и другая модель, например, в Германии. Федерация устанавливает общие рамки, в которых должны работать игорные заведения, а вот регулированием непосредственно бизнеса занимаются субъекты федерации.
В Великобритании, США с их англосаксонской правовой системой огромную роль играют судебные прецеденты: именно они устанавливают правила, по которым работает весь игорный бизнес. Они регулируют организацию и проведение азартных игр и/или пари.
Резонансным стало событие, которое произошло в 1987 году и вошло в историю как «Индейцы племени Кабазон против штата Калифорния». Под уголовное преследование властей штата Калифорния попали индейцы, которые организовали казино. В их игорном заведении, помимо карточных игр, было и бинго, запрещенное на территории Калифорнии. Но Верховный Суд США, к которому обратились представители индейских племен, вынес постановление, согласно которому органы власти племен имеют право на организацию азартных игр независимо от законодательства и властей штатов.
В Украине на данный момент легализация азартных игр, скорее, идет по британской модели с некоторыми особенностями. Так, в Украине разрабатывается единый специальный закон, который будет регулировать все виды азартных игр.
При этом с учетом того, что рынок длительное время работал нелегально, законодатель, с одной стороны, пытается максимально ограничить возможности развития такого бизнеса в тексте законопроекта, а с другой стороны – максимально сузить полномочия регулятора, что не всегда является оправданным с точки зрения потенциального вреда от такого вида деятельности.
Это также может являться излишним и способным привести в результате к такой искаженной модели легализации азартных игр, при которой не будет достигнут положительный эффект – как социальный, так и экономический.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора