Facebook Pixel

«За» и «против» легализации игорного бизнеса. Позиции сторон

Верховная Рада в январе приняла в первом чтении законопроект № 2285-д о легализации азартных игр. В состав этого документа вошли четыре различных законопроекта.

Игорный бизнес в Украине был запрещен с 2009 года, когда Верховная Рада приняла соответствующий закон. Однако под запрет не попали лотереи, которые депутаты тогда не считали азартной игрой. Именно через эту лазейку «пролез» нелегальный бизнес.

Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия оценивал объем «серого» игорного бизнеса в $2,5-3 млрд. Эксперты оценивают этот рынок в свыше 1 млрд грн.

The Page спросило инициатора законопроекта и участника рынка азартных игр, почему они «за» и «против» легализации игорного бизнеса.

Дмитрий Наталуха
Дмитрий Наталуха
глава комитета ВР по вопросам экономического развития

1. ВР поддержит законопроект, скорее всего, в марте, а не в феврале, поскольку комитет еще должен рассмотреть некоторые правки. Это будет очень длительный и системный процесс, потому что правки касаются стимулов по развитию казино, гемблинга.

2. Одна из поправок к законопроекту, которую я инициировал – производство и сертификация оборудования для казино в Украине. Его нужно локализовать в нашей стране, поскольку это будет способствовать созданию новых рабочих мест и дополнительным поступлениям в бюджет. Относительно импорта оборудования, которое было произведено до 2019 года (такая норма внесена в нынешний вариант законопроекта), сейчас царит чрезвычайный скепсис. Что такое ограничить ввоз автоматов, произведенных до 2019 года? Это значит выбрать конкретного производителя.

3. Нынешняя редакция просто фиксирует стоимость лицензии на любой вид игорного бизнеса и ставит чрезвычайно высокий GGR. До введения системы онлайн-мониторинга всех автоматов, рулеток, столов предлагается поставить очень большой порог входа, а GGR убрать вообще. Никто не понимает, каким образом его считать. После введения онлайн-мониторинга стоимость лицензий уменьшится. Если оставить первую редакцию закона, тогда зайдут компании с немалым маркетинговым бюджетом. Они по дешевке купят лицензию, вложатся в маркетинг, выйдут в ноль и смогут уйти с рынка.

4. Проект закона, который подавался в качестве альтернативного, предполагал, что поступления в бюджет будут варьироваться примерно в районе 8-10 млрд грн в год. Но сейчас мы видим, что реальные цифры — это до 1 млрд грн в год.

5. Спрос на азартные игры большой не только со стороны игроков, но и со стороны потенциальных инвесторов. И вопрос в том, есть ли возможность его удовлетворить и завести эти деньги в страну. Сейчас нашим рынком чрезвычайно заинтересованы. Для примера: оператор гейминга, гемблинга Net Holding планирует выйти на украинский рынок. Хотя компания критикует редакцию законопроекта №2285-д, которая якобы ограничивает возможность ее выхода на украинский рынок. Они говорят: «Мы готовы завести деньги в какое-то помещение, которое мы не контролируем, а потом нас оттуда просто выгонят». Именно для таких компаний правками предусмотрена возможность открывать отдельные крупные казино в зале площадью от 10 тыс. кв. м.

6. Закон не предусматривает фаворитивных условий, которые хотят лотереи. Есть даже инициативы по регулированию лотерей отдельным законом, чтобы оставить регулирование 1999 года, которое действует сегодня, еще на 10 лет.

Георгий Ложенко
Георгий Ложенко
Президент «М.С.Л.»

1. Оператор лотерей уплатил в бюджет в 2013 году 1 млрд грн налогов. Это самая большая сумма уплаты налогов с 2009 по 2019 год. И поступления увеличивались бы, если бы этот рынок не разрушали.

2. «МСЛ» и «УНЛ» загнали ниже плинтуса. Санкции, постоянные погромы, вынос серверов, маски-шоу – это все то, с чем мы жили с 2015 по 2018 год. И нас ставят рядом и говорят: вы это создали.

3. Запрет никогда не приводил ни к чему позитивному, так как находятся возможности его обойти. Проблема не в том, что разрешить или не разрешить, а в том, что ставится целью этого разрешения, какую цель преследует государство. В регулировании нужно находить баланс между тем, что разрешено, и тем, что запрещено. Но этот баланс не должен быть ради того, чтобы государство как можно больше заработало на своих гражданах. Это дисбаланс.

4. Этот закон должны были принять еще в 2009-2010 году, поскольку это предусмотрено документом о запрете игорного бизнеса. Кроме того, если бы Кабмин в 2012 году, когда закон о лотереях вступил в силу, принял лицензионные условия для лиц, регулировавших деятельность лотерей, ничего такого, как сейчас, на улицах не было бы.

5. Если законопроект примут в таком виде – это ужас. Надеюсь, что народные избранники установят контроль за оборотом средств. Сколько бы мы ни говорили о лудомании, запрете, количестве автоматов, годе выпуска и прочем, если нет контроля за оборотом средств – нет контроля ни за чем.

6. Непонятно, как рассчитывается стоимость лицензии. Почему стоимость для меня как для лотерейного оператора — 450 тыс. минимальных заработных плат, а для владельца беттинга — в десятки раз меньше.


Поблагодарить 🎉