Фото: КСУ/FB
Решение Конституционного суда Украины (КСУ) от 27 октября о признании неконституционной статьи 366-1 Криминального кодекса о декларировании недостоверной информации, а также ряда норм закона «О предотвращении коррупции» всколыхнуло как общество и профессиональную среду, так и международное сообщество.
29 октября 2020 президент внес как неотложный законопроект «О восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству» (№ 4288), которым предлагается прекратить полномочия судей КСУ, а указанное решение суда признается ничтожным.
Эти два события фактически создали ситуацию, которая содержит ряд рисков для нашего государства, в частности:
- отмены антикоррупционной реформы;
- нарушение принципа разделения власти;
- нарушение принципа независимости суда и судей;
- репутация Украины как субъекта международных договоров.
Отмена антикоррупционной реформы
Положительные достижения антикоррупционной реформы фактически были нивелированы, а возможности дальнейшей борьбы с коррупцией теперь под вопросом.
В частности, отменен открытый доступ к электронным декларациям, государственный контроль за целевым использованием политическими партиями средств, полномочия Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции по проверке деклараций, своевременности их представления и мониторинга образа жизни субъектов декларирования.
Как следствие — Национальное антикоррупционное бюро Украины вынуждено закрыть 110 уголовных производств по 180 фактам умышленного внесения должностными лицами недостоверных сведений в электронные декларации.
Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции отметило, что по результатам решения КСУ заблокированы назначения руководящих кадров органов власти, в том числе, и победителей местных выборов.
Нарушение принципа разделения власти
Конституция Украины содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий и освобождения судьи КСУ. Кроме того, ст. 148 Основного закона определяет субъектов назначения судейского корпуса КСУ.
Следовательно, положения законопроекта № 4288 о прекращении полномочий судей КСУ не соответствуют Конституции.
Независимость суда и судей
Предложенное в законопроекте № 4288 признание решения КСУ ничтожным можно рассматривать как посягательство на независимость суда и судей.
Консультативный совет европейских судей в Заключении № 1 (2001) «О стандартах независимости судебной власти и несменяемости судей» подчеркнул, что судебная независимость не является прерогативой или привилегией судей, а является предпосылкой верховенства права и гарантии соблюдения прав лиц, нуждающихся и ожидающих правосудия.
Международные обязательства Украины
29 октября 2020 Представительством Европейского союза в Украине было опубликовано местное заявление ЕС относительно решения Конституционного суда по поводу некоторых аспектов антикоррупционного законодательства.
В документе указано, что антикоррупционные институты Украины являются «краеугольным камнем трансформации Украины, а также ее более тесной политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС».
Кроме того, подчеркнуто, что помощь Европейского союза, в том числе и финансовая, зависит от функционирования антикоррупционной архитектуры.
31 октября 2020 председатель Венецианской комиссии и президент GRECO в своем письме к спикеру Верховной Рады обратили внимание на то, что освобождение судей КСУ способом, предложенным законопроектом президента, грубо нарушает Конституцию и принцип разделения власти.
В Открытом обращении Ассоциации юристов Украины относительно срочного восстановления антикоррупционной реформы мы обратили внимание на то, что парламент имеет все необходимые полномочия и процедуры принять как можно быстрее надлежащее законодательство по вопросам предотвращения коррупции.
Следует отметить, что народными депутатами уже зарегистрированы альтернативные проекты законов, имеющих целью восстановить антикоррупционную реформу.
Убеждена, что текущая ситуация должна консолидировать усилия власти для налаживания работы ее институтов, проведения прозрачных процедур назначения судей Конституционного суда, завершения судебной реформы, а не разрушения единственного органа конституционной юрисдикции в Украине.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора