Могила во дворе жилого дома, Буча, Украина, 3 апреля 2022 года. Фото: krymr.com
Сегодня весь день рядом был вопрос – «как жить дальше, после Бучи, Ирпеня?«... И я целый день себя ловила на том, что не позволяю себе вдох, что спина согнулась, и что я мгновенно поседела. Я думала о многих из нас. Как жить дальше, после… И себе отвечала – надо выплакать, отгоревать, выть, позволить себе плакать столько, сколько нужно. В горевании есть свои этапы.
«Работа горя» начинается с признания факта смерти, с ритуала захоронения умерших. У нас всеобщее горе – и, возможно, должен быть создан ритуал совместной скорби.
Только после этого начинается отсчет новой жизни. Жизни после смерти.
В арт-терапии есть практика «переходный мост». Я, к сожалению, не знаю, кто ее автор. Ее используют в работе с подростками и находящимися в кризисе людьми.
На отдельном листе рисуется картинка прошлого. На другом – картинка будущего.
И рисуется мост – который кладется между ними. Как знак перехода, знак связи между прошлым и будущим и знак того, что мы перейдем. И этот «мост» мы можем укреплять. Наш нынешний мост – не просто над землей – над пропастью. Потому что боль именно такая. И нам важно ощутить, как его перейти. Мы, в самом деле, уже идем по нему. Держась за руки. Держа кого-нибудь. Глядя на своих детей. Занимаясь волонтерством. Спасая животных. Уплачивая, даже сейчас, налоги, беспокоясь о тех, кто рядом. Мы укрепляем его своей верой. И верой в то, что Украина жива и будет жить.
Когда мы уже идем через этот мост – мы понимаем, что как в прошлом – в «первом рисунке» – не будет. А «последний» – мы будем сами создавать. И даже сейчас создаем.
Когда мы идем «по мосту» – мы будем колебаться в эмоциях. Постепенно (даже завтра) будет возвращаться разрешение на радость, постепенно мы начнем чувствовать вкусы, а у детей это будет проявляться раньше.
В одном из комментариев под моим постом мать парня поделилась, что учительницу возмутил смех ребенка, и она его начала булить. Пришлось переходить в другой класс. А это был первый смех ребенка после ужаса бомбардировок. Учительница была в своей травме, в которой радость непереносима.
Дети, даже пребывая в скорби – будут и имеют право на игры, смех, радость. Потом будут возвращаться к печали. А потом снова к игре. Для нас критично – когда вообще что-то не проявлено, когда ребенок (или взрослый) только в одном состоянии.
И будьте, пожалуйста, осторожны – радость детей может раздражать, но она оживляет, она нужна. Чтобы жить. И мы тоже будем постепенно оживать. И так важно позволить себе не впасть в чувство вины. Жизнь не означает, что мы изменили. Мы посвятим Победу погибшим.
Мне кажется, те, кто погиб, хотели бы, чтобы мы Жили! И дошли до «третьей картины» – будущего. Я уже писала, что я бы хотела сделать в память о них. Скажу еще – Я хочу о них помнить. И чтобы мир помнил. Хочу, чтобы каждая слеза и капля крови проросла силой Украины. Чтобы враги были наказаны и не смели смотреть в нашу сторону...
И чтобы дети смеялись.
Я сегодня проводила онлайн встречу, на ней в окошках зум было много детей. И когда они в конце встречи смеялись – я едва сдерживала слезы.
Я очень хочу, чтобы мы в свое время перешли этот страшный мост. И стали еще более человечными. И еще глубже.
Мой третий «рисунок» – о Жизни!
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора