Чтобы построить успешный аграрный бизнес, необходимо понимать одну простую вещь – это игра вдолгую. Уже сейчас конкуренция между игроками идет не на уровне продукта, а на уровне технологий производства. Выигрывает именно тот, кто сумеет построить долгосрочную конкурентную модель и сможет получать от нее максимальную выгоду.
В Украине более чем 50% агрокомпаний не выдерживают конкуренции из-за неэффективных стратегии и модели развития своего дела. Чтобы быть конкурентными, сначала нужно тщательно планировать бизнес.
Для создания компании необходимо пройти четыре ключевых этапа: поиск идеи, разработка бизнес-плана, поиск ресурсов и команды, а также непосредственно запуск бизнеса. Важно понимать, что все элементы бизнес-модели тесно связаны между собой, они помогут спланировать работу и просчитать риски.
Первый этап. Он может длиться несколько месяцев и требует тщательного анализа рынков, возможностей конкурентов и отбора интересных идей. Следующий шаг – проверить идею и доработать ее до детального бизнес-плана.
Этап бизнес-плана – это не просто составление документа, а гарантия правильного вложения средств для инвестора. Чем более тщательно план будет проработан, тем меньше рисков останется к началу инвестирования. Важно также четко описать стратегическое позиционирование компании. Найти для нее конкурентоспособную бизнес-модель, с которой уже высчитать финансовую модель. Тогда будет понимание, сколько средств нужно инвестировать в бизнес и когда они окупятся. Также документ должен содержать просчитанный план действий по запуску бизнеса. Он должен быть четким и понятным прежде всего вам самим.
В разработке качественного бизнес-плана поможет маркетинговое исследование. Важно понимать, какие данные — количественные или качественные — необходимо найти и проанализировать. Этот этап лучше поручить маркетологам-профессионалам, которые проводят специализированные исследования. Но не доверяйте одному источнику. Обязательно проверяйте информацию и используйте несколько разных. Например, разнообразная государственная и корпоративная статистика, отчеты по импорту-экспорту продукции, по объемам продаж товаров в розничных сетях Украины.
Обратить внимание нужно еще на несколько критериев. Первое – бизнес должен вам нравиться. Ведь что этим делом вы будете заниматься не один год. Второе – бизнес-модель должна быть конкурентоспособной в среднесрочной перспективе. Третье – в бизнесе вы должны максимально использовать свои сильные стороны и доступные возможности на рынке. Иначе вы что-то недополучите и потеряете.