Facebook Pixel

Чем Deutsche Bahn может помочь украинской железной дороге

Владимир Гусак
Генеральный директор Федерации работодателей транспорта Украины

Украина подписала меморандум о понимании с немецкой железной дорогой Deutsche Bahn 22 января 2020 года. Символично, что 21 января Госслужба статистики Украины обнародовала печальную для украинской железной дороги информацию: объем грузовых железнодорожных перевозок в Украине за 2019 год упал до 313 млн тонн. Это на 3% меньше, чем в 2018-м, и на 8% меньше показателя 2017 года. Тенденция, как видим, отрицательная.


Перевозки падают не потому, что для железной дороги нет грузов. Экономика Украины в последние годы, хотя и медленно, но все-таки росла. Автомобильные грузовые перевозки за последние два года увеличились более чем на 50%. Просто клиенты с альтернативой бегут с украинской железной дороги.

QuoteУкраинские предприятия без альтернативы железной дороге оказываются на грани остановки.

А украинские предприятия без альтернативы железной дороге оказываются на грани остановки. В конце 2019 года украинские горно-обогатительные комбинаты сокращали производство высоколиквидной продукции. Причина — неспособность АО «Укрзализныця» обеспечить вывоз продукции этих предприятий.

В последние годы в деятельности АО «Укрзализныця» вообще наблюдается много негативных тенденций: не выполняются в полном объеме заявленные планы перевозок, растут сроки доставки грузов и затраты грузовладельцев на привлечение грузовых вагонов.

Например, средний оборот грузового вагона увеличился с 8,66 в 2014 году и 9,6 суток в 2015-м до 10,35 суток — в 2018 году. Прогрессирующая неэффективность работы АО «Укрзализныця» в свою очередь негативно влияет на работу бизнеса.

В таких условиях на украинской железной дороге нужно улучшать операционные процессы и работать над расширением грузовой базы железнодорожных перевозок. Однако о борьбе с коррупцией нынешнее руководство АО «Укрзализныця» говорит очень мало, а об операционных улучшениях не говорит вообще.

QuoteЗа последние 5 лет железная дорога повысила грузовые тарифы более чем в 2 раза. Однако качество услуг при этом не улучшается.

Усилия топ-менеджмента вместо этого направлены на повышение железнодорожных тарифов разнообразными способами. И это получается у него хорошо: за последние 5 лет железная дорога повысила грузовые тарифы более чем в 2 раза. Однако качество услуг при этом не улучшается, а увеличение тарифов часто приводит к потере грузов.

Характерно, что каждый раз в обосновании увеличения тарифов «Укрзализныця» заявляла о планах привлечения значительных инвестиций. По факту же заявленные планы не выполнили ни разу. Так, в 2018 году при плане 26,9 млрд гривен инвестиции составили всего 16,9 млрд грн – освоено 63% ( в 2017-м — 67%, 2016-м — 62%).

Судя по всему, руководство АО «Укрзализныця» не считает это большой проблемой или приоритетом — в официальном финансовом отчете АО «Укрзализныця» за 2018 год не приведено ни одного анализа или объяснения невыполнения инвестиционной программы более чем на треть. Не удивительно, что ситуация с перевозками ухудшается – в 2019 году АО «Укрзализныця» ожидает выполнения инвестиционной программы на уровне не более 40%...

QuoteОчевидно, что украинской железной дороге необходимо быстрое и существенное улучшение управления.

И при чем здесь Deutsche Bahn? Очевидно, что украинской железной дороге необходимо быстрое и существенное улучшение управления, чтобы повысить эффективность и качество перевозок. Для этого не помешает доступ к передовому мировому опыту и лучшим операционным практикам. Deutsche Bahn имеет специализированную консультационную компанию, которая предоставляет именно такие услуги (с ней пока и предусмотрено сотрудничество).

Можно выделить такие актуальные для украинской железной дороги направления, в которых Deutsche Bahn консалтинг имеет экспертизу:

Бизнес-планирование – определение структур корпоративного управления, проведение анализа рисков и разработка планов действий, установление ключевых показателей эффективности (KPIs) и ориентиров (benchmarks). Это важно в свете реформы «Укрзализныци» с разделением на оператора инфраструктуры, грузовых и пассажирских перевозчиков.

Реформа системы закупок, в частности, проведение тендеров и подготовка спецификаций к тендерной документации. Для украинской железной дороги крайне важным является повышение эффективности закупок. Имеется в виду не только снижение цен посредством устранения коррупции. Огромное значение имеет правильное планирование и исполнение, что и когда закупать. Нужно устранить случаи, когда технику нельзя отремонтировать и выпустить на маршрут из-за отсутствия нескольких недорогих запчастей, тогда как другие запчасти могут лежать на складах годами. Закупки для инвестиционной программы также должны выполняться своевременно и эффективно.

Оптимизация процессов и себестоимости посредством 5S, 6-Ѕіgmа или процесс постоянных улучшений (continuous improvement process). Это сейчас основной процесс для любого предприятия, которое стремится быть успешным, однако в «Укрзализныце» о нем почти не слышали.

QuoteБезусловно, за фактическое внедрение изменений должен отвечать менеджмент украинской железной дороги.

Как заявил премьер-министр Украины, сейчас речь идет о консультационных услугах от Deutsche Bahn. Кстати, было бы неплохо, если бы эти услуги оплачивались за счет грантов от ЕС или Германии. Безусловно, за фактическое внедрение изменений должен отвечать менеджмент украинской железной дороги.

Однако без политической воли руководства украинского государства и железной дороги любые добрые советы останутся только советами, а отчеты консультантов останутся на полке. В то же время немецкие консультанты могут стать эффективным инструментом в руках менеджмента «Укрзализныци» и новых предприятий, созданных на ее основе.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора