Facebook Pixel

Большая окружная дорога Киева: почему строительство идет с нарушением закона

Юлия Глущенко
собственница домовладения в с.Колонщина, общественная активистка
Фото: Free-Photos / Pixabay

Фото: Free-Photos / Pixabay

Строительство столичной Большой окружной дороги (БОД) вызывает множество дискуссий. Реализацию этого масштабного инфраструктурного проекта Кабмин утвердил еще в 2007 году. Тогда же была разработана проектная документация. Но по разным причинам дорога так и не была построена. В 2020 году в рамках инициативы президента «Большое строительство» работу над БОД решили возобновить. Предполагается, что длина дороги составит 150 км. Завершить проект планируется к 2025 году. Стоимость проекта составляет 85 млрд грн.

На днях проект прошел предусмотренный законом обязательный этап общественных слушаний, что вызвало большой резонанс. Общины, на территории которых должна пройти будущая дорога, протестуют. На самой встрече с представителями местной власти выяснилось, что под снос уйдет больше домов, чем предполагалось, прямо сейчас идет масштабная вырубка леса, а общественные слушания проводятся с нарушением законодательства. Почему строительство БОД становится серьезной проблемой?

Нарушение имущественных прав жителей

«Мы постоянно находимся в диалоге с местным населением, с жителями населенных пунктов, через которые будет проходить эта обходная дорога. Хочу сказать, что «Укравтодор» будет иметь полную поддержку со стороны как областной, так и местной власти», – заверял ранее председатель Киевской областной государственной администрации Василий Володин во время презентации проекта.

Telegram Logo

Но у местного населения взгляд на ситуацию отличается. Во время общественных слушаний фактически оказалось, что процесс согласования строительства происходит с многочисленными нарушениями и представляет угрозу имущественным правам некоторых жителей.

«Мы не имели достоверной информации о строительстве. Нам говорили, что еще не ясно, где именно будет проходить дорога. Людям сначала дали одни материалы, а затем – другие. Теперь оказывается, что под снос пойдет не шесть домов, а 36», – рассказывает активистка, представительница Макаровской ОТГ Юлия Глущенко.

Проблема также и в том, что официальные границы населенных пунктов, возле которых должна проходить дорога, или отсутствуют, или значительно изменились с 2007 года. К примеру, по данным Госстата Украины, в 2007 году население города Буча составляло около 30 тысяч человек. В 2021 году этот показатель возрос до почти 42 тысяч. Соответственно, город расширился. Кроме того, с 2007 года многие законно приобрели участки земли и построили дома. Теперь по этой территории должна пройти дорога, а чиновники ссылаются на закон «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества… для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости», который позволяет проводить принудительное отчуждение собственности.

Юридические правонарушения

«Одним из приоритетов президента Владимира Зеленского является развитие инфраструктуры в Украине. Важным проектом не только для Киевской области, но и для всей Украины является Большая кольцевая дорога вокруг Киева. Благодаря активной работе в этом направлении мы пришли к такому важному этапу как общественные слушания. Мы должны учесть мнение всех жителей, проживающих на территории, где будет проходить Большая окружная дорога, всех физических и юридических лиц, специалистов. Именно поэтому мы сегодня собрались, чтобы обсудить Детальный план территории», – такими словами открыл общественные слушания глава Бучанской районной государственной администрации Николай Ляшенко.

Но правомерность проведения слушаний практически сразу была поставлена под сомнение юристами и представителями местных общин.

Согласно статье 21 закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», проект строительства дороги обязан пройти процедуру общественных слушаний. Там же указано, что представители власти обязаны официально опубликовать документы непосредственно Детального плана строительства. А кроме того, предоставить общинам профессиональные отчеты с прогнозируемыми правовыми, экономическими последствиями строительства, последствиями для окружающей среды, в том числе для здоровья населения. Как выяснилось на самой встрече власти с представителями общины, фактически эти требования закона не были выполнены.

«Сейчас по факту происходит правонарушение. Поскольку общественные слушания начинаются с того, что публикуется распоряжение Бучанской РГА. Такой публикации, насколько я знаю, не было. Даже официального сайта нет. Какие доказательства того, что распоряжение было опубликовано? Его нет. Кроме того, не выдержан тридцатидневный период для общественного обсуждения. Для ознакомления до слушаний должна быть опубликована описательная часть Детального плана, ее не было», – заявил на встрече представитель Макаровской ОТГ, юрист Сергей Дубчак.

И хотя общественность аргументированно настаивала на том, чтобы закрыть неправомерное собрание и назначить новую дату общественных слушаний, и даже вызвала полицию для фиксации правонарушения, по факту этого сделано не было.

Ухудшение экологической ситуации

По словам архитектора, презентовавшей проект во время слушаний, строительство транспортного пути такого масштаба требует 285 га пространства. Та часть дороги, которая запланирована на территории Бучанского района Киевской области, будет проходить в том числе и по лесным хозяйствам и дачным кооперативам, где проживают преимущественно пенсионеры.

Обязательной составляющей документации по проекту дороги является стратегическая экологическая оценка, но предоставить такой отчет к моменту слушаний представители власти не смогли. «Где оценка экологического воздействия? Будет вырубаться 40 гектаров леса. Чем мы будем дышать?», – возмутилась представительница общины во время слушаний.

Строительство дороги в лесной части вредит не только местным жителям, но и экологии страны в целом, считают в общинах. «По состоянию на 2020 год лесистость Украины составляет 15,9% территории. Для сравнения, в Польше этот показатель составляет 29,6%. И эта страна ставит своей целью к 2030 году увеличить свою лесистость до 30%. То есть за 10 лет — всего на 0,4%. По европейским рекомендациям уровень лесистости должен составлять минимум 20%. То есть мы даже уровня рекомендаций Европы не достигаем. Для этого мы должны создать более 2 млн га новых лесов. А мы рубим то, что у нас есть», – говорит активистка, представительница Макаровского ОТГ Юлия Глущенко. По ее словам, вырубка происходит уже сейчас и строители идут по молодому лесу, высаженному всего 5-6 лет назад.

Несмотря на все усилия общин, глава Бучанской районной госадминистрации закрыл протокол, поэтому формально общественные слушания считаются проведенными. А значит, препятствий для продолжения строительства нет. Представители общин планируют отстаивать свои интересы в суде.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости