В Министерстве инфраструктуры отрицали информацию о создании платных дорог в рамках «Большого строительства» в Украине. Ведь проекты шести автобанов, созданные в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), не предусматривают оплату за проезд.
Взносы инвестора будут компенсировать из государственных средств. Фактически речь идет о своеобразном формате оплаты частями, который в мире больше известен как «availability payments» или «плата за доступность», пояснил министр инфраструктуры Олександр Кубраков.
Речь идет об участках дорог общей протяженностью 1500 км, которые были отобраны для потенциальных пилотных проектов ГЧП:
- Харьков — Днепр — Запорожье (M-29, M-04, M-18);
- Борисполь — Полтава (М-03);
- Херсон — Николаев (М-14);
- Киев — Житомир — Ровно (М-06);
- Ягодин — Ковель — Луцк (М-07, М-19);
- Днепр — Кривой Рог — Николаев (M-04 H11).
В свою очередь инвесторы получат контракт на содержание обновленного участка дороги на следующие 20-25 лет. Это поможет государству ускорить процесс обновления и качественного содержания дорог, а инвестор гарантированно получит прибыли в долгосрочной перспективе.
Также Кубраков отметил, что платные дороги в Украине — отдаленная перспектива, и в стране нет ни одной дороги общего пользования, построенной на средства частных инвесторов.
Однако пока у министерства на этапе разработки два потенциальных концессионных проекта:
- строительство дороги Стрый — Мукачево;
- строительство дороги Краковец — Броды — Ровно.
Именно на таких проектах и может работать решение правительства от 23 декабря 2020 года о максимальном размере платы за разовый проезд для дорог, построенных на условиях концессии.
Контекст. Заместитель министра инфраструктуры по вопросам европейской интеграции Анна Юрченко рассказала о том, что правительство планирует ввести плату за проезд на определенных дорогах. В перечне указывались именно дороги, которые строят по ГЧП. По ее словам, стоимость проезда должна составлять от 0,023 евро до 0,133 евро (0,73 грн — 4,2 грн) за километр.