14 июля Верховная Рада Украины проголосовала законопроект 3508-Д, который «должен урегулировать проблемную ситуацию, которая сложилась на рынке газа». Имеются ввиду огромные долги, которые накопились у ТКЭ, облгазов и газсбытов перед НАК «Нафтогаз Украины».
Фактически законопроект подразумевает списание огромных долгов перед «Нафтогазом» за газ. Давайте же разбираться, кому и сколько именно долгов хотят списать, и к каким последствиям это приведет.
Часть 1 — ТКЭ (теплокоммунэнерго)
Самая простая и наименее коррумпированная часть всего закона.
Установленные тарифы и экономически обоснованные тарифы не всегда равны между собой. Однако на установленный период ТКЭ не имеют право как-то менять свой тариф (допустим, выросла цена газа) и могут продавать только по установленному тарифу от НКРЭКУ. Следовательно, накапливается задолженность.
Фактически закон списывает тело долга (около 30 млрд гривен), списываются штрафные начисления (около 10 млрд).
Если подытожить, то ТКЭ-шная часть долгов – это, скорее, результат неграмотной работы рынка, чем коррупция как таковая (хотя она, конечно, присутствует).
Часть 2 — облгазы
«Перекрыть трубу» нельзя. ГТС всегда открыта. Оператор «трубы» может только фиксировать небалансы.
Если облгаз «забронировал» 10 тыс. кубометров газа, а из системы выбрал 15 тыс., то оператор зарегистрирует это как «небаланс». Так вот, таких небалансов набралось на почти 45 млрд грн.
Природа таких «небалансов» всегда была максимально непрозрачна. Официальная версия облгазов – мол, у них «выросли производственно-технологические потери» (ПТП). Но по факту — это банальное воровство. Например, в этом апреле некоторые облгазы увеличили «выбор газа на производственно-технологические потери (ПТП) из системы» в 20 раз, хоть никаких изменений в их работе не предполагалось. Очевидно, что облгазы (70% которых контролирует олигарх Фирташ) банально не верят, что им когда-то нужно будет отдавать эти долги, поэтому просто берут столько, сколько нужно.
Часть 3 — газсбыты
Опять же: там, где Фирташ, там «схематоз». Две составляющие долгов газсбытов:
Температурные коэффициенты
Если очень просто, то суть заключается в том, что зимой газ «сжимается» и его через счетчик проходит «чуть больше», чем при «стандартных условиях» (то есть 20 градусов Цельсия). Чтобы учесть этот момент, используются так называемые «температурные коэффициенты». Эти коэффициенты уже учтены в ПТП облгазов.
Однако проблема облгазов, которые контролирует Фирташ, заключается в том, что они стали ДУБЛИРОВАТЬ температурные коэффициенты: один раз — в ПТП (транспорт газа), второй раз — в платежке за газ (объем потребляемого газа).
Стоит заметить, что очевидный схематоз данных «коэффициентов» стал причиной нескольких судебных исков, которые за три года успели дойти до Верховного суда. Активисты устраивают митинги, требуют ответа, но Верховный суд медлит. Ведь никаких решений принимать не придется, если закон «сам спишет эти долги».
Ориентировочный объем схематоза может доходить до 5 млрд гривен.
Нормы потребления
Если по сути — нормы потребления регулируют, «сколько потребляет человек БЕЗ счетчика». По идее, таких быть не должно, ведь в тариф облгаза включена плата «за установку счетчика». И тем не менее таких потребителей — сотни тысяч.
Во времена Януковича нормы потребления во много раз превышали реальное потребление граждан. С 2014 года их начали потихоньку «снижать» (сериями постановлений Кабмина). Но одно из постановлений (абсолютно «случайно») тогдашний премьер-министр Украины Владимир Гройсман принял с нарушением процедуры (поговаривают, что специально).
Облгазы пошли в суд и «отбили» это постановление (суду даже не пришлось «беспредельничать» — так как постановление было принято с нарушениями, то суд просто «сделал свое дело» и отменил его).
И, значит, облгазы теперь «нарисовали» уровень потребления, который был до постановлений, и требуют оплаты за такой объем у тех людей, у которых нет счетчиков. Речь идет о юридической манипуляции, которая позволила облгазам «нарисовать» потребление на десятки миллиардов гривен.
Итого, по оценкам экспертов, газсбыты запросят списать им около 24 млрд гривен долгов перед «Нафтогазом».
Вывод
Небольшой вывод по итогу принятия 3508-Д: хоть закон и ДЕКЛАРИРУЕТ «решение проблем», но никаких проблем он не решает в принципе. Он просто регламентирует общие правила списывания долгов агентов рынка перед «Нафтогазом», причем, по большей части, долгов нарисованных.
К сожалению, такие законы как 3508-Д средства массовой информации практически не освещают. Хотя это и есть примеры «топ-коррупции», где олигархам списывают десятки миллиардов долгов перед государственной компанией.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора