Facebook Pixel

Рынок топлива: объем импорта приближается к довоенным показателям

По состоянию на 13 июня в Украину на условиях льготной растаможки завезли 163 тыс. автомобилей. Из них только 0,4%, или 735 штук, составляют электрокары. Получается, что кризис на рынке топлива не подтолкнул к покупке «электричек». Подавляющая часть автовладельцев уверены, что ситуация с топливом нормализуется.

Очереди на АЗС исчезнут после того, как будут обеспечены запасы топлива по меньшей мере на две недели – сейчас они составляют 7 – 8 дней, а до войны были на 15 – 16. Об этом заявила министр экономики Юлия Свириденко в эфире всеукраинского телемарафона 13 июня.

Что происходит с импортом топлива

По словам Свириденко, объем импорта топлива в марте составил 60 тыс. тонн, в апреле – 121 тыс. тонн, в мае – 380 тыс. тонн.

Аналитик консалтинговой компании «Нафторынок» Александр Сиренко в комментарии для The Page отметил, что в начале июня общий объем импорта достиг 18,0 тыс. тонн в сутки. «Рынок достигает объемов импорта, который был в довоенное время, а по отдельным видам, например бензину, объем уже превышает поставки в январе – феврале. Учитывая падение потребления, это очень хорошие показатели», – считает эксперт.

Нынешнее увеличение поставок – это результат поступления горючего, которое было закуплено еще в первой половине мая.

По планам импортеров, поставки в июне могут превысить потребление. «Это, безусловно, оказывает давление на цену в опте и на АЗС. Если в Кабмине хотят вернуть контроль над ситуацией на рынке горючего, то нужно ограничить наценку на АЗС, которая сейчас из-за роста котировок упала на $200 — до $500 на тонне, но продолжает быть на самом высоком уровне в Европе», – говорит Сиренко.

Директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн считает, что импорт автогаза уже превысил ожидания, по дизтопливу (ДТ) – выходит на прогнозные показатели, по бензину – пока не дотягивает 20 – 25%. Каждый день в страну заходит более 230 машин с горючим.

В июне количество поставщиков ДТ выросло в полтора раза и достигло почти 100, вдвое меньше (но на треть больше, чем в мае) импортеров автогаза (45), бензина – 27 (21).

288434865-2006847656152664-3932507482191686024-n.jpg

«Конечно, проблемы не закончились, до этого еще очень далеко. Поставки растут, но и потребление не стоит на месте. Возвращаются люди, активизируется бизнес. А в августе – сентябре нас ждет сезонный пик потребления», – отмечает Куюн.

Логистические и иные проблемы на рынке топлива

В Украине только 10% автовозов могут ездить за горючим в страны ЕС, остальные не соответствуют европейским техническим требованиям (главным образом не подходят автоцистерны). Об этом сказал коммерческий директор сети АЗС «ОЛАС» в Ровенской области Олег Хомич. Заказы на изготовление автоцистерн не принимают до октября из-за перегрузки производственных мощностей.

«В Европе украинцы выгребли все свободные бензовозы, размещены заказы на производство», – подтверждает Куюн.

«Из-за изменения логистических путей и увеличения спроса на перевозку горючего автовозами в несколько десятков раз увеличилась стоимость услуг на перевозку. К примеру, раньше стоимость рейса автовоза на 20 тонн топлива составляла 1,5 тыс. евро, а сейчас – до 7 тыс. евро», – отмечает Хомич.

Куюн указывает и на финансовые проблемы. «Европейские банки не только не финансируют прямые соглашения на поставку горючего в Украину, фактически они не хотят рассматривать контракты во всех потенциальных регионах, которые могут быть задействованы в таких поставках».

«Чувствуя спрос, не могут сложить себе цену поставщики, судовладельцы, перевозчики. На рынке появилась масса аферистов», – добавляет Куюн.

Он отмечает, что крупные поставщики очень осторожно относятся к Украине. Поговаривают, что такие рекомендации им предоставляют непосредственно чиновники — мол, не торопитесь. К примеру, в Болгарии трейдеры согласовывают объемы поставок в Украину с правительством. «Недовольны молдаване, потому что украинцы разогнали оптовые цены, поэтому в стране остановилось немало АЗС. В Польше – протесты водителей. Венгрия… здесь все ясно», – поясняет Куюн.

Что происходит на АЗС

Сергей Куюн поделился своими наблюдениями за работой столичных АЗС на утро 15 июня:

  • очередей за автогазом вообще нет. Единственное исключение – станции, где газ продается по 37 грн (в основном 42 – 45 грн);
  • несколько АЗС с ДТ были вообще без очередей или стояли 5 — 10 машин, что вообще трудно назвать очередью на фоне майских событий;
  • за бензином – 20 – 30 машин.

Он добавил, что на днях массовую интервенцию совершила сеть KLO – бензин был почти на всех работающих станциях. Периодически проводят «вылазки» AMIC и UPG. Marshal выставила на выходных А-95 по 62 грн, очередей не было, но через два дня стела снова погасла. То же самое произошло со «спиртовым» бензином на БРСМ. У «Привата» (ANP) в столице немного станций, но он является одним из самых стабильных продавцов бензина.

Активизация рынка привела к понижению давления на WOG и ОККО, которые выставляют продукт в свободную продажу раз в день.

Основные объемы сети продают через свои приложения, о чем говорят очереди на АЗС, даже если там на стелах горят нули.

Справка. По данным «Нафторынка», в 2021 году Украина импортировала 6,85 млн тонн ДТ, 1,28 млн тонн бензинов и 1,6 млн тонн автогаза, а потребила 8 млн тонн ДТ, 5 млн тонн бензинов и 2 млн тонн автогаза.

До 24 февраля около 80% потребленных нефтепродуктов Украина импортировала.

Поблагодарить 🎉