Facebook Pixel

Россия пока не может найти альтернативных покупателей на свою нефть

Москва пока не смогла найти новые рынки для своей нефти, которые ей необходимо обеспечить к тому времени, когда 5 декабря вступят в силу санкции Европейского союза в отношении ее морского экспорта.

Помимо Китая, Индии и Турции, которые еще несколько месяцев назад нарастили закупки нефти в РФ, «другие покупатели не материализовались в сколько-нибудь значимой степени», говорится в аналитическом материале, опубликованном Bloomberg.

Объемы морских перевозок нефти из России

Перевозки за семь дней до 28 октября выросли, но среднее значение за последние четыре недели уменьшилось, при этом оба показателя сейчас составляют около 3 млн баррелей в день.

Поставки морской нефти из РФ

Поставки морской нефти из РФ

Из этого количества около 740 тыс. баррелей в день поставлялось в европейские страны, но этот рынок в основном исчезнет к концу ноября. Месяц спустя Россия потеряет еще 650 тыс. баррелей в день, поставляемых в Польшу и Германию по трубопроводу «Дружба». Таким образом, Москве необходимо найти новые рынки для почти 1,4 млн баррелей нефти в день.

Размещение этих дополнительных объемов у существующих покупателей потребует от них увеличения закупок российских баррелей на две трети и сокращения импорта из других стран, и это при условии, что будет найдено достаточно судов для перевозки нефти на гораздо большие расстояния.

Как нефть из РФ покупают Китай, Индия и Турция

Потоки в Китай, Индию и Турцию достигли пика в июне на уровне 2,2 млн баррелей в день. За четыре недели до 28 октября эта цифра снизилась примерно на 380 тыс. баррелей в день. При этом объем в танкерах, которые пока не указали конечные пункты назначения, довольно большой – 370 тыс. баррелей в день. Практика показывает, что большая часть этих судов оказывается в Индии, а меньшее количество направляется дальше на восток, в Китай. С учетом этого общий поток российской нефти в Турцию, Китай и Индию мало изменится.

spasatelnye-krugi-rossii.jpg

Времени на доставку сырой нефти из отдаленных портов в Китай и Индию, прежде чем вступит в силу запрет ЕС, остается все меньше. Самый короткий рейс в Индию из российского порта Новороссийск на Черном море занимает около двух с половиной недель. Время в пути увеличивается до трех с половиной недель для поставок в Индию из тихоокеанского порта Козьмино и до более чем месяца из терминалов на Балтике или арктическом побережье России.

Танкеры, загружаемые сейчас в Приморске или Усть-Луге, вряд ли доберутся до разгрузочных терминалов в Китае или на восточном побережье Индии раньше вступления в силу санкций ЕС. После начала действия санкций танкеры могут потерять страховое покрытие, даже если они еще находятся в пути.

Отгрузки в порты на западном побережье Индии, вероятно, могут продолжаться примерно до 7 ноября. Груз нефти из арктического порта Мурманск в настоящее время направляется в Китай по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России, и этот путь должен занять около трех недель.

Поставки нефти в регион Средиземного моря

Экспорт в страны Средиземноморья за четыре недели до 28 октября снова снизился. Потоки в регион, включая Турцию, упали до трехнедельного минимума. Поставки в Италию выросли, однако объемы в Турцию упали.

Средиземноморские нефтяные клиенты России

Средиземноморские нефтяные клиенты России

Совокупные потоки в Болгарию и Румынию упали до пятинедельного минимума 167 тыс. баррелей в день, что составляет немногим более половины пикового объема в июне. Почти весь объем, направляемый клиентам в Черном море, попадает в Болгарию. Страна добилась частичного освобождения от запрета ЕС на морской импорт сырой нефти из России.

Экспорт российской нефти в Азию

Поставки азиатским клиентам, а также перевозки судами, не имеющими конечного пункта назначения, восстановили большую часть потерь предыдущей недели. Объем сырой нефти, отправляемой в Азию, составлял в среднем 1,8 млн баррелей в день в течение четырех недель до 28 октября, еще 135 тыс. баррелей в день поставлялись танкерами, место разгрузки которых неясно.

Все танкеры, перевозящие сырую нефть в неустановленные пункты назначения в Азии, направляются в сторону Суэцкого канала, а окончательные точки разгрузки вряд ли будут очевидны до тех пор, пока они не пройдут в Красное море. Большинство этих судов прибывают в Индию, некоторые направляются в Китай, а некоторые — отправляются в другие пункты назначения, такие как Фуджейра в Объединенных Арабских Эмиратах или Коломбо в Шри-Ланке.

Нефтяные клиенты РФ в Азии

Нефтяные клиенты РФ в Азии

Доход РФ от нефтяного экспорта

Поступления в казну Кремля от экспортной пошлины на сырую нефть выросли на $12 млн — до $133 млн за семь дней до 28 октября. Но средний доход за четыре недели снизился на $9 млн — до $128 млн, минимального объема с 24 февраля.

Ставка экспортной пошлины в октябре на уровне $6,06 за баррель является самой низкой с февраля 2021 года.

Ставка снова упадет в ноябре до $5,83 — самого низкого уровня с января 2021 года. Дисконт на нефть сорта Urals к Brent увеличился в течение последнего расчетного периода (с 15 сентября по 14 октября) до $25,5 за баррель.

Доходы от экспортной пошлины на российскую нефть

Доходы от экспортной пошлины на российскую нефть

Дополнительно

Без учета транзита

Все цифры, приводимые Bloomberg, не включают нефть, идентифицированную как казахстанский сорт KEBCO. Это поставки компании «КазТрансойл», следующие транзитом через Россию на экспорт через Усть-Лугу и Новороссийск.

После вторжения России в Украину Казахстан провел ребрендинг своей нефти, чтобы отличать ее от отправляемой российскими компаниями. Транзитная нефть освобождена от санкций ЕС в отношении российских морских перевозок, которые должны вступить в силу в декабре.

Какую нефть РФ продает в Азии

Через тихоокеанские порты Россия отправляет на экспорт нефть ESPO – это малосернистый смесевый сорт сибирской нефти, который поставляется по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Такая нефть более привлекательна для нефтепереработчиков, чем Urals, так как удаление серы – сложный процесс, повышающий себестоимость нефтепродуктов.

Основным рынком сбыта для марки ESPO являются страны Азии, некоторый объем поставляется также на западное побережье США.

Если стоимость Urals (российская марка экспортной нефтяной смеси) привязывается к североморской Brent, то цена ESPO рассчитывается на основании ближневосточной Dubai Crude. При этом по качественным характеристикам восточно-сибирская нефть превосходит обе международные эталонные марки.

Как европейцы готовятся к замещению нефти из РФ

Итальянские власти предоставили итальянской дочке российской группы Lukoil письмо о поручительстве, которое поможет нефтеперерабатывающему заводу (НПЗ) ISAB на Сицилии получить от банков финансирование для закупок нероссийской нефти и продолжения работы.

На ISAB приходится около 20% нефтеперерабатывающих мощностей Италии. С первого дня существования он работал только на российской нефти.

Вступление в силу запрета на морской импорт российской нефти в ЕС 5 декабря может привести к остановке завода, если его руководство не наладит закупки сырья из альтернативных источников.

Поблагодарить 🎉