До начала нынешней войны не менее 90% объемов сельскохозяйственного сырья экспортировались из Украины морем. В 2021 году через морские порты было вывезено 49,5 млн тонн зерновых грузов. «Укрзализныця» (УЗ) перевезла на экспорт 29,3 млн тонн зерновых грузов, из них в направлении портов – 28,7 млн тонн. Общий объем перевозок зерна УЗ в 2021 году составил 33,7 млн тонн, сообщил заместитель директора департамента коммерческой работы компании Валерий Ткачев.
В настоящее время Россия заблокировала украинские морские порты. Работают только четыре порта на реке Дунай: Рени, Измаил, Килия, Усть-Дунайский. Но это маломощные порты, обеспечивающие лишь около 10% довоенного объема перегрузки.
Поэтому остро стал вопрос о развитии альтернативных путей зернового экспорта. Кроме дунайских портов, это экспорт по суше автомобильным и железнодорожным транспортом через западные границы.
В марте – апреле экспорт железнодорожным транспортом осуществлялся через следующие пограничные переходы: Изов (Польша) – 24%, Ужгород (Словакия) – 18%, Чоп (Чехия) – 13%, Измаил (Румыния) – 9%, Батово (Венгрия) – 9% , Чоп (Словакия) – 6%.
В настоящее время железнодорожная инфраструктура УЗ включает в себя 13 работающих железнодорожных пограничных переходов с западными странами, через которые осуществляются экспортно-импортные перевозки.
В месяц потенциальная способность перевозки грузов на экспорт железнодорожным транспортом составляет 102 660 вагонов (около 6,6 млн тонн), в том числе зерновых грузов – около 21 930 вагонов (1,5 млн тонн).
Общие объемы перевозок грузов по железной дороге за апрель фактически составили 9,154 млн тонн, в том числе на экспорт – 3,894 млн тонн. Перевозки зерна на экспорт составили за месяц 638 тыс. тонн, в том числе через западные пограничные переходы – 518,5 тыс. тонн.
На сегодня фактическая среднесуточная подача грузов разной номенклатуры на экспорт составляет 1916 вагонов (124 тыс. тонн), или 55,8 % потенциальной пропускной способности. В том числе зерновых грузов – 361 вагон (25 тыс. тонн), или 49% потенциала.
То есть имеющийся потенциал пограничных переходов используется пока не на полную мощность, считает Ткачев.
Пять пограничных переходов задействованы на 100% мощности, остальные семь загружены на 30 – 50%.
«Украинскому бизнесу нужно время, чтобы выстроить новые логистические цепочки через все существующие переходы. Отдельно и очень остро стоит вопрос неготовности иностранных перевозчиков и железнодорожной инфраструктуры наращивать перевозку грузов из Украины. Ощущается дефицит подвижного состава (вагонов, локомотивов колеи 1435 мм) и ограничения европейской железнодорожной инфраструктуры», – поясняет Ткачев.
В ближайшее время Украина и Польша намерены создать совместное логистическое предприятие. Соответствующий меморандум подписали премьер-министры Денис Шмыгаль и Матеуш Моравецкий в Кракове. В частности, договорились совместно работать над увеличением грузоперевозок через западную границу Украины, решая технические и организационные проблемы: различия в таможенных правилах, использование разной ширины путей, поиск свободного подвижного состава.
Что касается мощностей портов Польши и Румынии, то в порту Констанца по итогам 2021 года было перевалено 67,5 млн тонн грузов, из которых 25,2 млн тонн пришлось на зерновые. Мощности польских портов: Гданьск (53,2 млн тонн), Щецин-Свиноуйсьце (26,7 млн тонн) и Гдыня (26,7 млн тонн). Все порты Польши за 2021 год перевалили около 107 млн тонн грузов, в том числе 8,2 млн тонн зерновых.
Вышеупомянутые порты имеют определенный запас прочности, что позволяет нарастить объемы перевалки за счет работы с украинским зерном, но они перегружены и ограничены в своих инфраструктурных возможностях.
В целом порты Польши и Румынии не смогут заменить порты Украины в полном объеме, поэтому для обеспечения экспорта следует обратить внимание на порты Балтийского (Клайпеда, Росток), Черного (Констанца, Варна, Бургас), Адриатического и Средиземного (Копер, Триест, Риека, Салоники) морей.
Однако использование указанных портов приведет к значительному удорожанию экспортной логистики и возможной убыточности экспорта зерна этими путями.
«Для увеличения пропускной способности пограничных переходов требуется системная работа: развитие существующих перегрузочных терминалов и строительство новых; создание мобильных перевалочных пунктов; увеличение количества узкоколейных тележек и привлечение дополнительного вагонного парка перевозчиков на узком пути; упрощение процедур пересечения границы», – резюмирует Ткачев.