Facebook Pixel

Куда инвесторы направляют средства в кризис

Почтово-курьерским службам, морским транспортникам, производителям бытовой аппаратуры, хлебопродуктов и фармацевтических препаратов, строителям дорог удается быстро наращивать инвестиции.

Основные реципиенты инвестиций в 2020 году — перерабатывающая и добывающая промышленности, строительство, сельское хозяйство и внутренняя торговля. Пятерка этих тяжеловесов по итогам трех кварталов прошлого года получила на свое развитие 57% всех капитальных инвестиций страны.

В каждую из этих отраслей было направлено от 48 млрд грн до 21 млрд грн. Наибольшей «губкой» стала перерабатывающая промышленность, с долей в 18%. Наиболее привлекательными с переработчиков оказались производители пищевых продуктов — они привлекли, по подсчетам Госкомстата, 12 млрд грн.

Вопреки массовому сокращению капитальных инвестиций во все ведущие отрасли украинской экономики в течение кризисного 2020 года на треть и в условиях практически полного игнорирования Украины иностранными инвесторами, нашлись и отдельные островки особой финансовой привлекательности.

The Page вместе с экспертами нашло эти «магниты» и разобралось в мотивах нетипичных действий инвесторов.


Среди отраслей с миллиардными инвестициями мы обнаружили только пять аномальных — с положительной динамикой привлечения средств в основные фонды. Это производство хлеба и хлебобулочных изделий, производство фармацевтических препаратов, строительство дорог, изготовление изделий из древесины и телекоммуникации.

Причем первые три отрасли продемонстрировали очень высокие темпы привлечения инвестиций. Финансовые потоки здесь выросли за 9 месяцев текущего года на 46-66%.

Рекорды по улучшению привлекательности в 2020 году установили грузовой морской транспорт и почтово-курьерская деятельность. За январь-сентябрь в эти виды деятельности были привлечены в 10,6 и в 8,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Хотя следует отметить, что объемы привлечений пока умеренные — всего 134 и 354 млн грн соответственно. Высокие темпы роста обусловлены низкой сравнительной базой, продолжением развития морских терминалов и повышенным спросом на курьерские услуги в условиях пандемии.

Вместе с тем есть немало отраслей, которые привлекли пока немного инвестиций, но делают это они, несмотря на кризис, довольно энергично и имеют хорошую положительную динамику.

В частности, это:

  • производство бытовой электронной аппаратуры (прирост капинвестиций — 166%);
  • некоторые сферы финансовых услуг (135%);
  • деятельность по трудоустройству (137%);
  • начальное образование, изготовление трикотажной и вязаной одежды (51%);
  • издательство (38%);
  • рыночные и социологические исследования (38%);
  • производство электронных компонентов (26%) и др.

Неплохо держатся в кризис такие «миллиардники», как производство мяса и мясопродуктов, а также розничная торговля. Они практически удержались на уровне инвестиций 2019 года. Недобор здесь — всего 2-4% (против 35% в целом по экономике).

Антирекорды по финансированию своего развития, к сожалению, установили металлургия, оптовая торговля, газодобыча и многие другие, критически важные отрасли украинской экономики. Они «потеряли» около половины ресурсов прошлого года.

В структуре источников финансирования основными остаются, как и раньше, собственные средства предприятий. Но сейчас увеличивается доля бюджетной сферы. Именно она и сформировала положительный вклад в динамику освоенных инвестиций, отмечают в Минэкономики.

Что касается иностранных инвестиций, то они с наступлением кризиса упали катастрофически. За первые 10 месяцев прошлого года чистый приток прямых иностранных инвестиций в украинскую экономику составил лишь $221 млн, а непосредственно в октябре они практически исчезли — всего $9 млн, с грустью сообщает НБУ. Среди счастливчиков 2020 — многие производители пищевых продуктов и торговых компаний, которые активно наращивали свой капитал за счет иностранных партнеров.

Знімок екрана 2021-01-13 о 14.22.11-r0.png
Николай Березовский
Николай Березовский
Президент Национальной ассоциации дорожников Украины

Рациональная сеть автомобильных дорог общего пользования Украины составляет около 170 тыс. км.

По состоянию на начало 2018 около 90% сети находились в неудовлетворительном состоянии. Главная из причин — финансирование. Уровень финансирования дорожного хозяйства, например, государством в течение многих лет по отношению к ВВП колебался в пределах 0,9-1%.

В 2020 году государственные инвестиции составили около 10% от годового бюджета страны. На восстановление дорог государственного значения из бюджета «Укравтодора» были привлечены 85,8 млрд грн.

На местную сеть выделено 22 млрд грн. Планировалось за 2020 год реконструировать и отремонтировать 4000 км дорог госзначения и 2200 км — местного.

Впервые за годы независимости отрасль получила такие средства для восстановления почти разрушенной дорожной сети. Кроме этого, «Укравтодор» под госгарантии получил дополнительно 19,3 млрд грн в кредит для ремонтов и реконструкции дорог госзначения.

В 2020 году впервые крупнейшим по объему, реальным и эффективным инвестором в дорожную отрасль стало государство.

В прошлом году компании — члены Национальной ассоциации дорожников Украины выполнили объемы строительных работ более чем на 53 млрд грн.

Объемы выросли по сравнению с 2019 годом более чем втрое. Доля объемов ремонтно-строительных работ компаний — членов НАДУ в общих планах по «Укравтодору» на 2020 год составила более 65%. Отремонтировано более 2600 км дорог.

Общая численность работников по ассоциации увеличилась с 10 тыс. лиц в начале сезона до почти 16 тыс. В прошлом году компании — члены НАДУ инвестировали в развитие своего производства почти 5 млрд грн.

Построено и введено в эксплуатацию 15 новых асфальто- и цементобетонных заводов. Пополнился автотранспортный парк новыми современными асфальтоукладчиками, самосвалами, катками дорожными.

Количество основных дорожных машин и механизмов увеличилось почти на 1 тыс. единиц и в конце года превысило 6 тыс.

На совершенствование системы контроля качества и обустройство лабораторий новейшим оборудованием компании–члены ассоциации потратили около 150 млн грн.

Судя по показателям, которые зафиксированы в проект госбюджета-2021, уровень финансирования дорожной отрасли предусмотрен на уровне 150 млрд грн. Это новый рекорд. Приоритетные направления использования этих средств будут определены Кабмином и «Укравтодором».

В 2020 году «Укравтодор» обнародовал свое видение строительства цементобетонных дорог, развития мостового хозяйства. Наверное, эти направления будут учтены и усилены в формировании производственной программы «Укравтодора».

В отношении компаний — членов НАДУ, то, несмотря на огромные объемы строительных работ, их мощности в 2020 году были задействованы только на 60-65%.

Компании готовы в 2021 году превзойти существующие показатели тем потенциалом, который сегодня сформирован, а в случае необходимости — дополнительно инвестировать средства в развитие своего производства.

2020 был годом испытаний как для «Укравтодора», так и для подрядных компаний. Отечественные дорожно-строительные компании достойно конкурировали с иностранными и показали хорошие результаты. Уверен, что в нашем государстве сформировался современный мощный дорожно-строительный комплекс.

The Page
Комментарий The Page

В 2020 году «дорожные» госинвестиции составили около 10% от годового бюджета страны.

Петр Михайлишин
Петр Михайлишин
Генеральный директор компании «Эпицентр К»

Во время кризисов стараемся еще больше наращивать инвестиции, чтобы поддержать экономику Украины. Ведь это новые рабочие места, налоги в бюджеты разных уровней, увеличение ВВП.

Наша группа компаний объединена в уникальную экосистему: торговые центры, аграрный бизнес, производство керамической плитки, деревообработка, мощные логистические и социальные инфраструктурные объекты по всей Украине.

Приоритет прошлого года — усиление собственной логистики, IT-направления и онлайна. Мы сосредоточились на разработке технологических решений и клиентских сервисов.

Сейчас на центральном логистическом центре в Калиновке строим новый фулфилмент-центр площадью 73 тыс. м2 с современной сортировочной системой складирования. В течение двух лет планируем построить еще два крупных объекта на 100 тыс. м2, то есть фактически удвоить действующие логистические мощности.

Чтобы увеличить эффективность нашего агробизнеса, в частности, в растениеводстве, в этом году продолжали инвестировать в приобретение мощной сельхозтехники, которая ускоряет полевые работы и позволяет экономить ресурсы, а также в строительство элеваторов, помогающих обеспечить качественную доработку и хранение зерна в течение сезона.

Инвестировали и в расширение земельного банка. Еще в начале 2020 года завершили сделку о приобретении доли аграрных активов одного из агрохолдингов Хмельницкой области, увеличив в результате объем обрабатываемых нами земель на 45% — до 160 тыс. га.

Эти активы были приобретены за недорогие кредитные средства международного банка — Черноморского банка торговли и развития. Это означает, что крупные, надежные агрохолдинги Украины интересны европейским финансовым институтам.

The Page
Комментарий The Page

Большие, надежные агрохолдинги Украины интересны европейским финансовым институтам.

Анна Лаевская
Анна Лаевская
коммерческий директор «Интергал-Буд»

2020 был сложным для строительной отрасли Украины.

Во-первых, спад экономики в результате коронавирусной эпидемии и падения реальных доходов населения в течение первых трех кварталов. Коронакризис очень быстро сказался на спросе на жилье. Весной платежеспособный покупатель ушел с рынка, отложив мысли о квартире на волне неопределенности и невозможности прогнозировать дальнейшее развитие событий.

Спрос на жилье упал на 80-90%, многие девелоперы были вынуждены притормозить или сократить объемы работ на площадках из-за нехватки оборотных средств для продолжения строительства, ведь работали по модели перекрестного финансирования.

Мы приняли для себя решение мобилизоваться и сконцентрироваться на выполнении уже взятых на себя обязательств: работы на наших площадках велись строго по графику и в полном объеме.

В теплый период наши строители возводили 3-4 этажа монолита в месяц. Финансовая модель компании построена таким образом, что даже в кризисные периоды мы имеем ресурсы для завершения начатых комплексов. У каждого проекта — свой уставный капитал, состоящий на 60% и более из денег компании.

Благодаря высокой динамике на стройплощадках, ликвидным и качественным жилым форматам в популярных сейчас категориях комфорт + и бизнес-класса нам удалось уже к концу лета-началу осени восстановить объемы продаж, выйдя на докризисный уровень.

Однако мы, как и другие системные игроки, отложили старты новых проектов до лучших времен. У нас подготовлены 11 новых проектов, некоторые из которых должны были выйти на рынок в прошлом году, однако не сложилось по объективным причинам. Надеюсь, что 2021 будет более удачным для строительного сектора.

По нашим подсчетам, в прошлом году мы продали на 12% жилья меньше, чем в 2019. Откровенно говоря, мы рассчитывали на худшие результаты, поэтому вполне довольны. Сейчас в портфеле компании — 1 млн м2 жилья в процессе строительства.

Второй главной причиной проблем строительного сектора и снижения инвестиций со стороны игроков рынка стал системный кризис в органах контроля, а именно — в преобразованной структуре ГАСИ.

С начала преобразований органа в марте 2020 — более 97% отказов в выдаче разрешительной документации и сертификатов о введении в эксплуатацию. Статистика неутешительна: площадь принятого в эксплуатацию жилья (254 тыс. м2) в январе-июне по сравнению с аналогичным периодом 2019 уменьшилась на 41%, в то же время за три квартала «зависли в воздухе» более 200 тыс. м2 построенного жилья. Процедура принятия домов — непонятна.

Создается впечатление, что представители госорганов умышленно растягивают режим проверки или ставят ее на паузу, находя каждый раз все новые и новые абсурдные причины для отказа.

При этом весь рынок уже знает, что есть возможность получить сертификат без проблем и без очереди, воспользовавшись услугами отдельных, приближенных к органам контроля, людей.

Причем ценник за их «добрую волю» вырос в 2-3 раза: против $5/м2 девелоперам предлагают $10-15 за метр в зависимости от класса, площади, качественных характеристик проекта.

Проблема с коррупцией в ГАСК на самом деле может обернуться еще более серьезным испытанием для рынка недвижимости. Ведь, если хаос с предоставлением разрешений не прекратится, в ближайшие полтора-два года нас ждет сокращение объемов строительства минимум на 30%, рост средней стоимости квадратного метра (в которых будут заложены расходы на откаты), а также падение доверия покупателей к застройщикам.

Это приведет к сокращению инвестиций. Как результат — уменьшение налоговых поступлений в бюджет страны и инвестиций в сектор, а вместе с ним — в еще 40 смежных отраслей экономики, привлеченных к строительству жилья.

The Page
Комментарий The Page

Если хаос с предоставлением разрешений и коррупцией в ГАСК не прекратится, нас ждет сокращение объемов строительства минимум на 30%.

Галина Мартыненко
Галина Мартыненко
Менеджер по корпоративным коммуникациям инвестиционно-девелоперской компании City One Development

В беспрецедентном 2020 году инвестиции в первичную жилую недвижимость в проектах нашей компании сохранились на уровне 2019 года.

С введением локдауна в стране в начале года все сделки по приобретению жилья перешли в статус отложенных, а после выхода из карантина активность покупателей начала оживать. И уже осенью 2020 мы наверстали плановые показатели продаж.

Интерес инвесторов к качественной первичной недвижимости не уменьшился, а наоборот, увеличился — из-за отсутствия новых проектов прошлого года (ни одна компания-застройщик не начала новые проекты) и благодаря положительной динамике строительства уже существующих.

Наша компания не останавливала строительство на площадках весной. Мы так построили график и логистику работников на стройплощадках, что это нам дало возможность своевременно развивать проекты и придерживаться графика.

Сейчас мы развиваем их в трех классах: комфорт, бизнес и премиум. Это жилые проекты с разветвленной инфраструктурой и продуманной концепцией. В них также предусмотрены коммерческие помещения и помещения/здания социального назначения.

2020 показал, что такой класс жилой недвижимости, как эконом, наиболее чувствителен к кризисным периодам и турбулентным временам. Мы не развиваем проекты в эконом-классе, потому что считаем такое жилье менее востребованным и менее ликвидным, как актив, в долгосрочной перспективе для покупателя.

Еще в 2014 году на рынке было представлено 75 объектов эконом-класса, и это был доминирующий сегмент, но в 2019-м — уже только 46 объектов, а в 2020-м — всего 30.

По сравнению с позапрошлым годом, количество эконом-проектов сократилось на рынке на 50%, а за 7 лет — в 2,5 раза.

В 2020 году на рынке не появилось ни одного объекта, который позиционировался бы в эконом-классе. Его вытесняет жилье класса комфорт, который занимает уже 42% — наибольшую долю рынка.

Основные надежды относительно 2021 у всего мира на то, что пандемия пойдет на убыль и ситуация стабилизируется. Будут применены эффективные вакцины, и новый, 2021, станет годом восстановления и обновления мировой экономики.

Реализуется отложенный спрос на новое жилье, покупательские ожидания придадут оптимизма и решимости инвестировать в строительство качественной недвижимости в столице, которая со временем только прибавляет в стоимости, а компании-застройщики продолжат повышать концептуальность своих проектов.

На рынок выйдут новые проекты, которые компании придержали в 2020 году. К концу 2021 также прогнозируется повышение средней цены за 1 м2 на 10-20%, как это было в 2018-2019 годах.

The Page
Комментарий The Page

Жилье класса комфорт занимает уже 42% — наибольшую долю рынка.


Поблагодарить 🎉