Новый глава Государственной таможенной службы в интервью рассказал, что таможенный контроль должен стать быстрым и незаметным как для бизнеса, так и для простых граждан. Весь процесс должен стать похожим на дистанционную оплату в метро или на платных дорогах.
«Ведь ни у кого не возникает сомнений в том, что турникет в метро снимает с вашей карты столько денег, сколько нужно, а не какую-то произвольную сумму, потому что есть приказ или сверху, или снизу, или сбоку, или вы не понравились кассиру в метрополитене, и он говорит, что лично для вас цена будет в 4 раза больше, а кого-то пускают бесплатно», — объяснил глава таможни.
Пять основных направлений реформы от Максима Нефьодова:
- Полная электронизация процессов. Классическая история, такая же, как в ProZorro. Давайте мы централизируем все функции и опыт, сделаем работу конкретного инспектора по возможности настолько простой, насколько можно, плюс автоматизируем все риски, чтобы даже если он хочет где-то что-то сделать, то система физически ему этого сделать не давала бы.
- Кадровая служба. Сколько бы мы не писали софта, но заменить людей роботами, к счастью, еще невозможно. Поэтому все равно надо набирать новых людей, надо увольнять старых коррупционеров или не очень эффективных сотрудников. Надо повышать эффективные кадры внутри самой таможни, по-новому их учить и адаптировать, делать новые KPI, систему оплаты труда, повышать этих людей и так далее.
- Таможенная инфраструктура. Можно иметь лучший софт, там будут работать ангелы в новой форме. Но если дорога будет узкая, если у этих людей не будет сканеров, систем распознавания лиц, систем считывания номеров, автоматических весов, все это не объединено в единую удобную инфраструктуру – все равно будут очереди. И человеку, который стоит в 6-часовой очереди на границе, как-то не очень интересно, почему он там стоит: потому что или просто дорога плохая, или таможенники взятки берут, или IT-система «висит».
- Евроинтеграция. Таможня – это не тот орган, который работает сам по себе. По обе стороны границы таможни двух стран. Это обмен информацией. Чтобы из Польши не выезжали iPhone, а к нам не приезжал пластилин или керамическая плитка. Это также обмен в отношении данных людей, которые пересекают границу. Чтобы оттуда не выехал Януш, а в Украину не приехал Иван по другим паспортам. Это переход за какое-то время к общему контролю, как это было на границе Германии и Польши перед вступлением Польши в Евросоюз, когда уже не две таможни было, а одна. Это гармонизация украинского законодательства и форм деклараций, классификации товаров с европейскими. Это лучшие возможности борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
- Функциональная перестройка таможни. Сейчас таможня – это 26 региональных таможен, какие-то другие юридические лица. Все надо слить в одно целое, чтобы у нас были унифицированы правила и мы сэкономили на дополнительных админуслугах, начислениях зарплаты, админперсонале. Это также возможность пересмотреть сам функционал. У нас когда говорят про таможню, то это всегда разговоры исключительно о деньгах, о том, сколько собрали в бюджет. Но кроме этого, у таможни есть функция безопасности. Мы не хотим, чтобы в Украину попадали наркотики или оружие, чтобы с территории Украины вывозились картины и культурные ценности, чтобы к нам попадала контрафактная продукция, поддельные лекарства и тому подобное. У таможни есть также функция содействия торговле. Таможенник должен понимать, что он здесь не только, чтобы не пускать, запрещать и собирать как можно больше денег в бюджет. Белый бизнес должен ехать максимально незаметно, возможно, даже вообще этой функции не понимая.
Поблагодарить 🎉