На прошлой неделе были две попытки сорвать аукционы по приватизации. Как результат — украинский бюджет может не получить минимум 30 млн грн. «Срывать аукционы по приватизации сегодня – это экономический терроризм, умышленная диверсия против Украины», – написал 17 октября глава ФГИ Рустем Умеров.
О том, как происходит приватизация сейчас, почему она особенно важна во время войны и что в этой сфере ожидается в ближайшее время, расспросило первого замминистра экономики Дениса Кудина.
Приватизация в Украине в нынешних условиях – это больше то, что можно делать или нужно делать?
– Это нужно делать, потому что это путь к экономическому росту. Конечно, для всех нас на первом месте сейчас победа в войне, но для этого Украине нужны деньги. По большому счету, есть только два источника, откуда мы их сейчас берем: налоги, которые мы собираем, и международная помощь. Но деньги, поступающие в качестве помощи, нельзя тратить на ведение войны — они предназначены для финансирования социальных расходов.
Относительно налогов — чтобы было, с чего их платить, бизнес должен работать. Поэтому нужно сделать все, чтобы существующий бизнес продолжал работу. А если кто-то по объективным причинам закрывается, нужно создавать условия для появления новых игроков.
Приватизация возобновлена около месяца назад. За это время уже продано объектов на 836,7 млн грн, что в 3,4 раза превышает сумму стартовых цен. Это прямые доходы бюджета. Еще почти на 200 млн грн покупатели погасят разные долги приватизированных предприятий. В настоящее время проданы преимущественно предприятия спиртовой отрасли, на которых можно перерабатывать разное зерно, которое сейчас тяжело вывозить.
Все это будет иметь существенный эффект для экономики в целом.
Приватизация сейчас проходит по обновленным на время войны правилам. Но, может быть, есть смысл сделать их постоянными, по крайней мере для малой приватизации?
– Действительно, парламент значительно упростил правила выставления объектов на торги. Основной целью было ускорить этот процесс. Эти меры определены как временные, нужно посмотреть, как они будут работать. Таков был компромисс между правительством и депутатами. Если мы увидим, что нововведения работают хорошо, будем предлагать сделать их постоянными.
Вы еще недавно работали в ФГИ, поэтому хорошо знаете сложности, возникающие при передаче объектов на приватизацию. Какие изменения произошли в этой сфере сейчас?
– Основные трудности заключались в том, что отдельные министерства, руководившие госпредприятиями, не хотели передавать их Фонду госимущества даже в тех случаях, когда правительство принимало решение о такой передаче. За последние три года было 37 таких случаев. Отчасти такое невыполнение связано с необходимостью особого юридического оформления процесса передачи. Но есть и просто нежелание.
Кабмин внес изменения в порядок передачи объектов в ФГИ. Суть их в том, что теперь не нужно согласие министерства, у которого «забирают» объект.
Перспективы крупной приватизации – каковы они сейчас?
– Этот вопрос сейчас во многом находится в компетенции ФГИ. До войны ряд объектов находились на финальной стадии подготовки к приватизации. Но теперь нужно подходить к каждому из них исключительно индивидуально. Прежде всего должно быть понимание, что есть хотя бы два претендента на покупку, которые будут реально бороться на аукционе, чтобы предложенная цена оказалась рыночной.
Очевидно, что война внесла и вносит коррективы в деятельность компаний и оценку рисков. Иностранцы сейчас считают риски в Украине очень высокими. Но чем лучше будет ситуация на фронте, тем больше желания будет у иностранных инвесторов что-то здесь купить.
Сейчас есть такие иностранцы, которые интересуются покупкой чего-то в нашей стране, и для них это акт помощи воюющей Украине. Я знаю, что такие инвесторы есть в Австралии, Великобритании, США. И они готовы платить за объекты большие деньги даже по международным понятиям.
В проекте госбюджета-2023 доходы от приватизации запланированы в объеме 6 млрд грн. Как вы оцениваете эту цифру?
– Эта цифра очень высокая. Такой объем запланировали и на 2022 год, потому что видели возможность обеспечить поступления. Но в этом году фактически семь месяцев продаж не было. Поэтому я считаю, что выполнить план-2022 практически невозможно. Но приватизация – это процесс. Важно, чтобы она происходила непрерывно.
Украина сейчас проходит путь, который мы не прошли в 1994 году. Польша, к примеру, его прошла. Поэтому темпы экономического роста там существенно выше, чем в Украине.
В Раде долгое время находится законопроект № 4572, который можно считать кардинальной реформой в сфере приватизации. Часть его положений вошла в уже принятый закон о корректировке правил приватизации. По-вашему, к реализации других идей, заложенных в этом проекте, можно будет вернуться?
– Этот законопроект разрабатывался в 2021 году, он отражал всю логику реформирования Фонда госимущества. За прошедшее время эта логика не сильно изменилась — надо двигаться по этому пути, продолжать упрощать правила приватизации и т. д.
В законопроекте № 4572 есть много ключевых положений. Часть из них депутаты поддерживали, часть – нет. Поддерживаемые в Раде положения сейчас оформляются в виде отдельных законопроектов. Потому постепенно эти идеи будут внесены в законодательство и реализованы на практике.
Некоторые официальные лица говорят о том, что объекты госсобственности нужно передавать ФГИ, а он должен стать эффективным управляющим госсобственностью. Как вы оцениваете эту идею?
– Такие разговоры действительно ведутся. Суть здесь состоит в том, что не все объекты следует приватизировать. В собственности государства нужно оставить ряд объектов, в том числе генерирующие или которые могут генерировать прибыль выше стоимости капитала в долгосрочной перспективе.
Из-за войны особую значимость приобрел оборонно-промышленный комплекс, исторически почти весь государственный. Сейчас «Укроборонпром» проводит реформы в этой сфере, и я думаю, что там присутствие государства еще долго будет значительным.
Похожее отношение, например, и к «Укрзализныце». До войны обсуждались идеи ее частичной приватизации. Но сейчас УЗ фактически выполняет функции государства в важнейшей сфере, поэтому вопрос ее приватизации не обсуждается.
А почему ФГИ будет лучше руководить «Укрзализныцей», чем Мининфраструктуры?
– Вопрос так не стоит. Правительство не передает в управление ФГИ энергетические, военные и инфраструктурные объекты. Управлять ими будут продолжать профильные министерства или Кабмин.