Facebook Pixel

Спустили на землю. Как катастрофа МАУ в Иране ударила по всей авиаотрасли Украины

Фото: CNN

Фото: CNN

До последнего времени «Международные авиалинии Украины» были одной из самых надежных авикомпаний. На счету перевозчика не было ни одной авиакатастрофы. Все изменилось после крушения рейса Тегеран – Киев PS752. Самолет разбился утром 8 января, через считанные минуты после вылета из аэропорта.

Рейс совершал опытный экипаж МАУ, в составе которого был даже пилот-инструктор. Само судно было фактически новым – компания получила его прямо с завода и эксплуатировала всего 3,5 года. За день до вылета, 6 января, самолет прошел плановую техническую проверку. Ничто не предвещало катастрофы. Но что-то пошло не так.

Воздушное судно со 167 пассажирами на борту и девятью членами экипажа вылетело из аэропорта Тегерана имени Имама Хомейни в 06:10 по местному времени. Спустя буквально несколько минут после вылета, набрав высоту 2400 метров, связь с самолетом была потеряна. На третьей минуте после взлета он начал терять высоту, а на восьмой полностью исчез с экранов радаров.

На видео, которое опубликовали очевидцы катастрофы, можно увидеть, как самолет горит прямо во время полета. Он постепенно снижается, а почти у горизонта, перед самым падением, вспыхивает еще больше и затем резко падает и взрывается.

Разбился самолет в 60 километрах к юго-западу от Тегерана. Его обломками была усеяна территория в почти два гектара.


Расследование авиакатастрофы

На месте падения самолета уже найдены два бортовых самописца, сообщило иранское государственное агентство IRIB. Однако авиационные власти Ирана не спешат передавать «черные ящики» для изучения.

«Мы не передадим «черный ящик» производителю и американцам», – заявил глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде.

Офис Генпрокурора Украины сразу же начал расследование катастрофы самолета МАУ в Иране по статье «нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта».

А Госавиаслужба решила провести внеплановые проверки состояния безопасности полетов МАУ. Дополнительные проверки коснутся и других украинских авиакомпаний.

В МАУ исключают ошибку пилотов и настаивают на исправности судна.

«Это был один из лучших наших самолетов с прекрасным, надежным экипажем».

Евгений Дыхне

Евгений Дыхне

Президент авиакомпании «Международные авиалинии Украины»

«Учитывая, что самолет набрал высоту 2400 метров [а обычно именно на этой высоте самолет переходит в штатный режим полета – ред.], вероятность ошибки экипажа минимальная, мы ее просто не предполагаем. Учитывая опыт пилотов, очень сложно сказать, что там что-то могло быть с экипажем», – заявил вице-президент МАУ по летной работе Игорь Сосновский. Летный опыт пилотов насчитывал несколько тысяч часов конкретно на этом типе самолета.

Назвать причины трагедии можно будет только после проведенного официального расследования.

«Как правило, предварительные результаты в таких случаях появляются не ранее чем через несколько месяцев».

Сергей Вовк

Сергей Вовк

глава Центра транспортных стратегий

Выгодный маршрут

МАУ начала совершать полеты в Тегеран в июне 2014 года. Сначала рейсы выполнялись трижды и дважды в неделю. В июле 2016 года МАУ на период летней навигации увеличивала интенсивность полетов до семи рейсов в неделю. В авиакомпании отмечали, что направления полетов в Азии и на Ближнем Востоке стремительно набирают популярность как у туристов, так и у бизнес-путешественников.

МАУ считалась достаточно дешевой транзитной возможностью для Ближнего Востока, в том числе и для Ирана. В среднем цена билета составляет от $280 до $300. Время в полете занимало около четырех часов. Аэропорт «Борисполь» был местом стыковки для рейсов во многие города Украины, Европы и России.

«Заполняемость рейса была очень высокой. Причем летали в основном иностранцы – прежде всего граждане Ирана, также других стран. Это были транзитные пассажиры, которые делали пересадку в «Борисполе» на рейсы МАУ в другие страны».

Юрий Мирошников

Юрий Мирошников

Экс-президент авиакомпании МАУ

С 8 января МАУ приняла решение приостановить рейсы из Тегерана на неопределенный срок.

Также всем украинским авиакомпаниям Госавиаслужба запретила совершать полеты в воздушном пространстве над Ираном с 00:00 четверга 9 января.

Запрет для украинских авиакомпаний будет действовать до выяснения причин катастрофы, сообщил премьер-министр Алексей Гончарук.

Полеты в воздушном пространстве Ирана, Ирака, Персидского и Оманского залива одними из первых запретили США. Позже аналогичную официальную рекомендацию выдала Росавиация. Остановили полеты и решили избегать иранского воздушного пространства также авиакомпании Emirates и Flydubai, Malaysia Airlines, Singapore Airlines, австралийская Qantas.

Вместе с тем ряд авиакомпаний пока не планируют изменять свои маршруты. Полеты продолжат азербайджанская Buta Airways, а также немецкая Lufthansa, Turkish Airlines, Austrian Airlines, Qatar, AtlasGlobal.


Убытки МАУ

Стоимость одного самолета Boeing-737 в различных комплектациях оценивается в $20-30 млн. «Но надо учитывать, что часто это лизинговые платежи, частями, а сами самолеты обычно застрахованы», – говорит экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян.

МАУ должна будет выплатить компенсации родственникам погибших, отмечает партнер юридической фирмы «Анте» Андрей Гук. Это делается в любом случае согласно Монреальской конвенции, даже если авиакомпания не является виновной в катастрофе. В Украине сумма подобных компенсаций составляет 525 тыс. грн за каждого погибшего.

Такие затраты также обычно покрываются страховыми выплатами, поэтому вряд ли скажутся на операционной деятельности перевозчика. При этом авиакомпания сможет взыскать сумму компенсации с виновника происшествия, если он будет установлен следствием, поясняет Гук.

Но если результаты расследования укажут на прямую вину авиакомпании или ее сотрудников, сумма исков и компенсаций к МАУ может возрасти в разы.

«Для МАУ это первая катастрофа самолета за всю историю. Она станет большим испытанием не только для авиаперевозчика, но и для всей украинской авиации».

Александр Ланецкий

Александр Ланецкий

директор UAB Friendly Avia Support

То, что на борту был пилот-инструктор, свидетельствует о том, что это был не обычный экипаж, а усиленный.

«Поэтому заявления МАУ о низкой вероятности ошибки экипажа обоснованы. Такие пилоты обычно соответствуют более высоким критериям и в аварийных ситуациях действуют очень профессионально».

Андрей Гук

Андрей Гук

партнер Юридической фирмы «Анте»

Большой утратой для МАУ является именно потеря экипажа, а также самого борта. Теперь компании придется перенаправлять на маршрут самолеты, которые были задействованы на других направлениях.


МАУ летала без катастроф почти всю историю своего существования – с начала полетов в 1992 году. Средний возраст среднемагистрального флота МАУ – меньше 9 лет. Для сравнения: у 60% авиакомпаний Европы средний возраст самолетов превышает 10 лет. При этом МАУ едва ли не единственной в Украине эксплуатировала самолеты, которые получала новыми непосредственно с завода.


Как трагедия повлияет на авиаотрасль

Регулярные рейсы в Тегеран из Украины выполняла только МАУ. Кроме того, над воздушным пространством Ирана летали многие украинские авиакомпании, например, SkyUp и Bravo.

По словам экс-министра инфраструктуры Владимира Омеляна, катастрофа безусловно повлияет на финансовую ситуацию авиакомпаний.

Quote«Ведь это дополнительные расходы на техническое авиаобслуживание, а также временные потери из-за изменения траектории маршрутов, вызванного запретом полетов», – поясняет он.

В частности через Иран и Ирак проходят маршруты в Объединенные Арабские Эмираты. Причем летает туда большинство украинских авиакомпаний. Ранее лететь в ОАЭ можно было также через авиапространство Сирии, однако ее территория уже давно закрыта.

Поэтому если после Ирана закроется еще и авиапространство Ирака (а такая вероятность существует с учетом конфликта между этими двумя странами), то для авиакомпаний это будет означать потерю целого прибыльного направления.

Quote«Будет очень сложно попасть в Арабские Эмираты», – говорит Евгений Хайнацкий, гендиректор SkyUp.

Авиакомпаниям уже пришлось облетать Иран через воздушные пространства Египта и Саудовской Аравии. Для этого нужно обращаться к авиаадминистрациям этих стран за дополнительными разрешениями.

Маршруты в направлении Дубаи (ОАЭ), Шри-Ланки, Вьетнама, Тайланда и Мальдив могут стать длиннее, предполагает Ланецкий. От некоторых маршрутов авиакомпании вообще могут отказаться – особенно это касается направлений, которые и так длинные, поскольку уже приходится облетать территорию Сирии.

«Мы сейчас оцениваем риски по безопасности. Если они будут отрицательными – мы продолжим полеты. Если риски будут подтверждены – прекратим. Финансовые риски пока что для нас на втором месте».

Евгений Хайнацкий

Евгений Хайнацкий

Генеральный директор авиакомпании SkyUp Airlines

Если маршруты будут перенаправлены, то стоимость перелетов увеличится. Самолетам придется перевозить меньше пассажиров и тратить больше топлива, чтобы оставаться в воздухе дополнительные 40-50 минут.

Quote«Учитывая рынок и конкуренцию, у МАУ больше не будет возможности перекладывать эти затраты на пассажиров», – говорит экс-президент авиакомпании.

Мирошников допускает, что по некоторым маршрутам МАУ, возможно, будет вынуждена или сократить регулярность, или отказаться от них вовсе.

Поблагодарить 🎉