Facebook Pixel

С какими проблемами начинают сталкиваться пассажиры авиакомпаний

Украинские аэропорты стабильно попадают в рейтинги самых высоких темпов роста в Европе. Увеличению пассажиропотока прежде всего способствует безвизовый режим и появление новых лоукостов. Такая ситуация сохранится по крайней мере еще несколько лет, прогнозируют эксперты. Однако уже сегодня авиакомпании и их пассажиры начинают сталкиваться с проблемами, которые ранее не были свойственны украинскому рынку.

Рост авиационных перевозок в Украине идет опережающими темпами (в сравнении с общемировыми). Больше всего это заметно именно в тех направлениях, где есть большой поток трудовых мигрантов – Польша, Германия, страны Балтии, частично Скандинавия, Австрия, отмечает Александр Ланецкий, директор компании Friendly Avia Support.

Например, пассажиропоток международного аэропорта «Киев» в Жулянах в прошлом году вырос на 40%. «В этом году мы планируем, что он так же вырастет на 20‑30%», — говорит Денис Костржевский, председатель совета директоров аэропорта.

Больше пассажиров – больше проблем

Одна из насущных проблем, с которыми сталкиваются пассажиры, – кражи багажа. В аэропортах утверждают, что смогут справиться с этим вызовом.

В руководстве главного аэропорта страны – «Борисполе» – говорят, что кражи из багажа уже заметно уменьшились. «За последние несколько лет мы уволили около 30 человек, сменили штат, увеличили контроль. Сегодня технические возможности позволяют контролировать очень много операций. Багаж сопровождается тысячами датчиков и видеокамер», – утверждает заместитель директора аэропорта Евгений Дыхне.

Еще одна проблема, которая до сих пор не была заметна в Украине, но которая становится все более актуальной, – это так называемый оверлоад: когда авиакомпании продают на свои рейсы больше билетов, чем есть мест в самолете. Поэтому пассажир, даже имея законный билет, рискует не попасть на свой рейс из-за его загруженности.

«Это мировая практика. Как показывает статистика, не все пассажиры, купившие билеты, приходят и садятся на самолет. Это случается по разным причинам – кто-то забыл, кто-то заблудился, кто-то не смог вылететь в связи с какими-то обстоятельствами», – объясняет Костржевский.

Чтобы избежать такой неприятности, он советует как можно раньше регистрироваться онлайн и приезжать заблаговременно в аэропорт, чтобы быть первым в очереди на свой рейс.

Еще один нюанс – это прохождение проверки пограничной и таможенной служб в аэропортах. Пассажирам нужно не бояться защищать свои права, в том числе в суде, требовать компенсации материального и морального ущерба, если такие неприятные случаи происходят, говорит Сергей Вовк, председатель Центра транспортных стратегий.

Существуют и другие возможности, благодаря которым можно улучшить работу украинских аэропортов и сделать их более ориентированными на клиента. Например, аэропорты в Италии при паспортном контроле предоставляют приоритет пассажирам с детьми, пропускают их первыми вне очереди. «Я думаю, это хорошая family-oriented практика. Видимо, нужно будет обсудить это с Рябикиным [Павел Рябикин. гендиректор аэропорта «Борисполь»], чтобы ввести такой «пилот» и у нас», – рассуждает Виктор Довгань, заместитель министра инфраструктуры.

Обратная сторона лоукостов

Но готовы ли сами аэропорты к столь значительному росту? Ведь вопрос лоукостов имеет две стороны. В цене билета авиакомпании учитывают стоимость топлива, амортизации самолетов, зарплату пилотов и стюардов, различные авиационные сборы. В свою очередь в авиационные сборы аэропорта входят расходы на содержание терминала, строительство взлетно-посадочных полос, обслуживание самолетов и тому подобное. В Украине планку авиационных сборов сегодня устанавливает государство. Поэтому руководители аэропортов жалуются, что власть «забывает» об амортизационных возмещениях. «Боюсь, чтобы такая ситуация не привела к тому, что аэропорты перестанут развиваться. То есть, удешевляя сегодня билеты, через 3‑5 лет мы рискуем получить нерабочую инфраструктуру. Это очень важный вопрос с точки зрения экономики», – резюмирует Костржевский.

Материал создан в сотрудничестве с экономическим еженедельником «Перша Шпальта» на телеканале UA:Перший.

Поблагодарить 🎉