Постой, паровоз! Кабмин использует в борьбе за «Укрзализныцю» опыт Владимира Гройсмана

Сменит ли Кабмин нынешнего руководителя «Укрзализныци» Евгения Кравцова? Фото: УНИАН

Под главой «Укрзализныци» Евгением Кравцовым зашаталось кресло. В ближайшее время Министерство инфраструктуры рассмотрит вопрос о его дальнейшем пребывании на этой должности. Недовольны топ-менеджером и в Кабмине.

«Укрзализныця» (УЗ) – работодатель №1 в стране с годовым доходом в 90 млрд грн. «Это лакомый кусок для любого правительства», – говорит глава Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Министр инфраструктуры Владислав Криклий в четверг, 28 ноября, заявил, что в ближайшее время «решит дальнейшую судьбу Кравцова». Ситуацию в УЗ министр назвал «вообще ужасной», особенно в части закупки новых вагонов, поездов и локомотивов.

О неудовлетворительном качестве управления компанией, а также о коррупции внутри УЗ еще несколько недель назад заявлял и премьер-министр Алексей Гончарук.

«Мы увольняем десятками людей, которые работали в предыдущие годы. Во многих случаях причиной является наше убеждение или в неэффективности, или в коррупционной, или другой ангажированности человека», – также заявлял Гончарук.

В «Укрзализныцю» Кравцов пришел еще в 2015 году на должность советника генерального директора. После этого он работал директором по реформированию, начальником департамента корпоративного развития. С мая 2016 по август 2017 года он был первым замминистра инфраструктуры и возглавлял набсовет УЗ. В 2017-м его назначили и.о. главы компании. А в январе 2019-го правительство Владимира Гройсмана утвердило его в должности председателя правления УЗ.

Уволить Кравцова Кабмину будет не просто из-за юридической коллизии.

По словам источника The Page в окружении министра экономики, в Мининфраструктуры апеллируют к закону «О Кабинете министров Украины» (КМУ).

«Кабмин вправе проанализировать то, что происходит в УЗ, и принять по результатам кадровое решение. Такие полномочия у них есть благодаря закону о КМУ», – говорит собеседник The Page.

Однако это противоречит положениям закона «Об акционерных обществах». В нем говорится, что смена менеджмента компании – прерогатива наблюдательного совета.

«Укрзализныця» и «Нафтогаз» – единственные госкомпании, которые завершили процесс корпоратизации, у них полностью сформированы независимые набсоветы. Согласно уставам обеих компаний, смена председателя правления – исключительное право набсовета. Государство как акционер этих компаний может только одобрить или не одобрить решение набсовета.

Ранее правительство Гройсмана уже пыталось использовать закон о КМУ. Весной этого года бывший премьер постарался не допустить переназначения Андрея Коболева главой «Нафтогаза». А прямо перед своей отставкой сделал попытку уволить его с этой должности. Но набсовет не позволил.

Повлиять на кадровые вопросы в УЗ правительство может через трех своих представителей в набсовете (остальные четверо – независимые члены). Примечательно, что Минэкономики 28 ноября объявило конкурс по отбору нового кандидата. Пока что все три представителя государства были назначены еще при Гройсмане. Это Даниэль Билак, Константин Марьевич и Адомас Аудицкас.

Впервые о смене руководства «Укрзализныци» неофициально заговорили сразу после назначения нового правительства. Источники The Page тогда сообщали, что новым главой компании может стать нынешний гендиректор «Укрпочты» Игорь Смелянский.

Сам он эту информацию не подтверждал, но и не опровергал. Правда, после этого правительство назначило его членом набсовета «Укроборонпрома».

По словам Сергея Вовка из Центра транспортных стратегий, экономических аргументов для смены Кравцова у правительства пока нет.

«Мы не видим никаких «разборов полетов», не понимаем, есть ли у главы компании четкие KPI и насколько он им соответствует. Складывается впечатление, что смена инициирована исключительно из-за политической конъюнктуры», — говорит эксперт.

Читать на The Page