Разбили хрупкий товар, обсчитали, потеряли посылку, нахамили и ничего не компенсировали – соцсети полны жалоб на работу украинских почтовых служб. Которые, в свою очередь, кажется, конкурируют не только в скорости доставки, но и в громкости скандалов. Недавний шумный кейс «Укрпочты» с массовым убийством пчел, похоже, собирается перещеголять новый скандал от Новой почты.
Почтальонов всегда штрафуют дважды
На фоне множества нареканий на работу перевозчика особо выделились два случая. Чем? – Тем, что за них Новую почту оштрафовали на почти 326 млн грн.
Речь идет о Харьковском и Чугуевском кейсах. В первом случае клиент почты пожаловался на то, что его хрупкая посылка оценочной стоимостью в 500 грн была разбита, и потерю ему не компенсировали, во втором пожаловался на то, что в отделении его обсчитали. В обоих случаях представители Госпродпотребслужбы провели внеплановые проверки на проштрафившихся отделениях, в обоих случаях не получили нужные документы от представителей Новой почты и в обоих случаях наложили на них штрафы – в размере 151 и 174 млн грн соотвественно.
Как сообщает на своем сайте Госпродпотребслужба, штрафы были выписаны, поскольку непредоставлением документов сотрудники Новой почты создавали препятствия законной деятельности их инспекторов. В Новой почте эти слова опровергают и говорят, что им не дали время на предоставление документов. К тому же чиновники обращались с просьбой предоставить документы к лицу, не имеющему на это полномочия (карма в действии), и совершали другие процедурные нарушения.
Также Новая почта не согласилась с тем, что был применен максимальный размер штрафа – 10% от оборота физического лица (законом определен штраф в размере от 1% до 10%), к тому же всей компании, а не только отделений-нарушителей. Все эти пункты почтовики планируют оспорить в суде.
попыталось разобраться, кто в этой ситуации прав, а кто виноват. Или, как это часто бывает, правда где-то посередине.
В Новой почте обвиняют чиновников в манипуляции
Как сообщили в Новой почте, компания расценивает действия контролирующего органа как «манипуляцию государством своих полномочий» и собирается оспорить штрафы в суде. Тем временем проводятся и неформальные встречи с чиновниками.
Так, 9 июля состоялась встреча совладельца Новой почты Вячеслава Климова с главой Госпродпотребслужбы Владиславой Магалецкой при участии бизнес-омбудсмена в Украине Ярослава Грегирчака. В ходе встречи, как пишут представители компании, им сообщили, что по делу открыто два дисциплинарных производства. Комиссия, которая расследовала дело в Харькове, предварительно установила многочисленные нарушения законодательства во время проведения проверки и рекомендует Госпродпотребслужбе отменить решение о штрафе в 151 млн грн. Комиссия, которая расследует Чугуевский кейс, планирует закончить свою работу к 15 июля.
«Кроме того, Госпродпотребслужба направит в исполнительную службу письмо о приостановке исполнения решения. Это нужно для того, чтобы с Новой почты не был автоматически снят штраф, пока длится рассмотрение дела», – сообщил пресс-центр Новой почты.
также отправило запрос на Госпродпотребслужбу с просьбой актуализировать свою позицию в данном конфликте. Нам обещали ответить в понедельник.
Тем временем уже известные показания обеих сторон противоречат друг другу и разбираться в том, действительно ли чиновники не дали времени почтовому оператору предоставить документы, затребовали их от лица, не имеющего полномочий на их выдачу, совершили другие процедурные нарушения, будет решать суд. Как и вопрос правомерности расчета штрафа по обороту всей компании, а не конкретных отделений.
Однако уже понятно, что штрафы от госчиновников были явно завышенными, считает адвокат Адвокатского объединения «Вишневый и Партнеры» Александр Вишневый.
«Юридическая ответственность должна быть сопоставимой с правонарушением. Пожаловались на действия перевозчика, которые привели к потере 500 грн. А ответственность назначили – 325 млн грн. Это несопоставимо. Я считаю, что в данном случае у инспекторов, которые проводили проверку, и чиновников, которые выставляли штрафы, были несколько иные мотивы, чем, пользуясь законом, установить правильную меру ответственности».

Вишневый Александр
Управляющий партнер АО «Вишневый и Партнеры»
Адвокат Михаил Гончарук считает, что в публичную плоскость этот конфликт вынесла Новая почта именно в надежде давлением остановить постановление про снятие штрафа, после первой неудачной попытки сделать это в суде.
«Во-первых, Новая почта в своих комментариях настаивает на неправомерности проверки. Вопрос о наличии нарушений или их отсутствии замалчивается. Было бы нормально услышать от них хотя бы «да, некоторые нарушения были/не были, но мы не согласны с тем-то…».

Михаил Гончарук
Адвокат, управляющий партнер АБ «Гончарук и партнеры»
Что же касается максимальной суммы штрафа, юрист считает, что проверяющие органы могли выбрать ее по причине накопления нарушений, в том числе препятствования самой проверке, а также во избежание обвинения в коррупции или халатности.
Упаковка и «рокировка»
Тем временем потребители в соцсетях жалуются на то, что обслуживание Новой почты «хромает» не только в двух описанных случаях, и это системная проблема. Например, в попытке насчитать больше объемного веса НП складывает коробки поменьше в коробки побольше, притом, что сама посылка в таком не нуждалась. Другие пользователи жалуются, что НП самолично меняет отделение доставки под предлогом большого объемного веса товара тогда, когда в этом нет необходимости.

Не нравятся пользователям и завышенные, по их мнению, тарифы на доставку товаров.

Многие пишут, что будут искать или уже нашли альтернативу почтовому оператору. Тут надо сказать, что жалоб на другие сервисы — например, на медлительность «Укрпочты» и потерянные посылки «Мист-экспресса» — при желании можно найти не меньше.
Новая почта, со своей стороны, советует потребителям паковать свои посылки самостоятельно.

В то же время вопрос о справедливости штрафов на сумму больше 300 млн будет решать суд. продолжит следить за ситуацией вокруг штрафов Госпродпотребслужбы, наложенных на Новую почту.