Facebook Pixel

Українською, будь ласка: как языковой закон повлияет на бизнес и потребителей

С 16 января украинская сфера обслуживания (рестораны, кафе и даже интернет-магазины) начинает работать по-новому — полностью переходит на украинский язык.

О том, как такое нововведение повлияет на современный украинский бизнес, сколько стоит нарушение закона и что делать, если вас отказываются обслуживать на украинском, The Page рассказал член Ассоциации юристов Украины, юрист практики разрешения споров, корпоративных преступлений и расследования, государственного регулирования бизнеса DLP Piper Артем Крикун-Труш.

Telegram Logo

1

Кого касается языковой закон?

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

Закон предусматривает использование украинского языка «по умолчанию» во всей сфере услуг и обслуживания как государственного, так и частного бизнеса.

Причем это касается не только офлайн-, но и онлайн-обслуживания. Бизнес обязан предоставлять клиентам информацию о товарах и услугах на украинском языке, а по желанию — продублировать на другом. По просьбе клиента обслуживающий персонал может использовать и иностранный язык, если он приемлем для обеих сторон.

2

Штрафы: сколько стоит нарушение языкового закона?

Фото: Українська правда

Фото: Українська правда

За первое нарушение бизнесмен получит только предупредительный акт. После чего у него будет время на то, чтобы исправить ошибку. Второе нарушение обойдется уже в 5100 — 6800 грн.

Однако штрафовать начнут только в июле 2022 года. Впрочем, это не означает полное отсутствие ответственности с 16 января 2021 года. Языковой омбудсмен Тарас Креминь уже с 8 января этого года уполномочен привлекать нарушителей закона к ответственности.

Такая ситуация сложилась из-за того, что изменения в Кодекс вносят через три года после вступления закона в силу, а полномочия языкового омбудсмена по привлечению к ответственности в сфере обслуживания становятся действительными через шесть месяцев после назначения на должность.

3

Меня отказываются обслуживать на украинском языке: что делать?

Фото: Unsplash

Фото: Unsplash

Если персонал обслуживает клиента на иностранном языке без его просьбы, прежде всего стоит попросить употреблять украинский язык. В случае возникновения недоразумений следует обратиться к администрации.

Если мирно урегулировать конфликт все же не удалось, можно подать жалобу местному представителю Уполномоченного по защите государственного языка Тараса Креминя. Он должен рассмотреть жалобу и при наличии оснований осуществить проверку.

Письменная жалоба обязательна. Более того, она не может быть анонимной, иначе ее не рассмотрят. Чтобы представители языкового омбудсмена смогли осуществить проверку, необходимо предоставить доказательства правонарушения. Например, зафиксировать событие с помощью аудио- или видеоносителей и попросить контактные данные у свидетелей, которые смогут подтвердить ваши слова.

Контекст. 16 января 2021 года вступит в силу статья 30 «Государственный язык в сфере обслуживания потребителей» закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». Согласно ей вся сфера обслуживания и предоставления услуг должна перейти на украинский язык в коммуникации с клиентами.

Языковой закон приняли еще в апреле 2019 года. Он вступил в силу 16 июля того же года. Но отдельные изменения внедряются постепенно.

Комментарии

Все новости