Юрий Терентьев, возглавивший Антимонопольный комитет (АМКУ) в мае 2015 года, – один из немногих чиновников, сохранивших свою должность после перезагрузки власти.
В прошлом году комитет оштрафовал компании, которые работают в Украине, на 8,7 млрд грн. Впрочем, из этой суммы государство получило лишь половину — 4,3 млрд грн, поскольку часть штрафов компании еще оспаривают в судах. Сейчас перед АМКУ стоят не менее важные задачи: ведомство борется с повышением цен в супермаркетах, с подорожанием масок и с рекламой «лекарств от коронавируса».
The Page поговорило с Юрием Терентьевым и публикует основные тезисы этого разговора.
Об изменениях в АМКУ
- Рассматривать жалобы должны отдельно назначенные в составе АМКУ лица, которых может быть 9 или 15 человек. Условно их можно назвать так: «уполномоченные по рассмотрению жалоб на публичные закупки». По словам Терентьева, это позволит увеличить пропускную способность комитета, поскольку до 90% рабочего времени сотрудников органа уходит на рассмотрение жалоб, касающихся государственных закупок. В 2014 году таких жалоб было 930 в год, в 2015-м – 1,5 тыс., а уже в 2019 году их стало аж 11,5 тыс.
О ценах на бензин и конкуренции
- Обычно стоимость нефтепродуктов во всех странах, и в Украине в частности, быстро растет из-за фундаментальных макроэкономических предпосылок, и одновременно очень медленно снижается. И именно это и вызывает большой негатив со стороны общества, поскольку оно, вероятнее всего, видит в большой концентрированности рынка наличие координации между участниками. Действительно, был случай, когда, оценив ситуацию, АМКУ увидел, что маржа существенно выросла, но и были основания для более быстрого снижения цены.
- В Украине 6,5 тыс. автозаправочных станций. Количество АЗС в крупных городах Украины значительно выше, чем за рубежом. Станции конкурируют между собой – сервисами, возможностями приобрести дополнительную родственную продукцию. Глава АМКУ говорит, что ведомство пять лет борется с тем, чтобы между АЗС была не только конкуренция чизбургерами, но и прямая конкуренция ценами на бензин.
- Одна из фундаментальных проблем рынка заключается в том, что значительная часть импортного бензина из российской нефти. Как отметил Терентьев, каждая остановка нефтеперерабатывающих заводов в Беларуси сразу оборачивается ростом цен на украинском рынке, поскольку объем предложения уменьшается.
- Проблема с импортом дизеля из России в том, что он был дешевле, чем другой дизель. Согласно данным СМИ, импорт осуществляли «медведчуковские» компании. По словам Терентьева, в 2015 и 2019 годах в ведомство поступали документы о покупке долей этого продуктопровода россиянами. Также ведомству сообщали, что якобы этот продуктопровод принадлежит «медведчуковским» компания, но никаких подтверждающих документов или иной информации найти не удалось.
О рынке электроэнергии
- По словам Терентьева, импорт будет развивать конкуренцию на рынке. Но надо смотреть, из каких стран поступает этот импорт и на каких условиях. Импорт электроэнергии именно из России, по мнению председателя АМКУ, не является экономически обоснованным и имеет целью фактически разрушить энергетическую систему Украины.
О табачном рынке
- Компания «Тедис», которая ранее имела название «Мегаполис», в 2013 году скупила все дистрибьюторские компании, которые конкурировали друг с другом. Таким образом, рынок полностью уменьшился до одной компании. В 2015-м АМКУ возбудил дело относительно признания ее монополистом. Однако, по словам Терентьева, табачные компании заявляли, что такая модель позволяет им экономить на издержках. АМКУ выиграл все судебные разбирательства, в Верховном Суде в частности, но дело манипулятивно затягивают иском, который якобы подал акционер, рассказывает Терентьев. В 2019 году суд принял решение относительно согласованных действий табачных компаний и «Тедис Украина», но компания его обжаловала. В АМКУ заявляют, что процессы подобного масштаба длятся год-полтора. Терентьев также отметил, что до 50% продаж компания осуществляет благодаря самовывозу, причем половину – за наличные. И правоохранительные органы знают, кто стоит за этой схемой, считает Терентьев.
- В ноябре 2019-го АМКУ дал рекомендации по созданию конкурентных условий на рынке дистрибуции табачных изделий. В начале февраля 2020-го доля «Тедиса» на рынке составляла порядка 60-70%.
О «Мотор Сичи»
- Историю с продажей «Мотор Сичи» Терентьев считает, вероятнее всего, идиотской, чем разумной. По его словам, АМКУ – это единственный орган, который способен что-то делать в этой ситуации, поскольку правоохранительные органы не могут предоставить никаких доказательств. Что касается интереса США к «Мотор Сичи», то Терентьев отметил, что даже в случае, если американцы хотят купить украинское предприятие, то все равно будет поднят вопрос, была или не была концентрация в 2017 году без разрешения.
- Терентьев также предположил, что если «Мото Сич» попадет к китайцам, которые будут сотрудничать с Россией, то предприятие попадет под американские санкции. А если еще и «Укроборонпром» будет участником этого совместного предприятия, то и он попадет под санкции.
- Глава АМКУ считает, что выйти из ситуации можно благодаря национализации «Мотор Сичи» по определенной оценочной стоимости. Кроме того, предприятие может выпустить евробонды на $300 млн на 5 лет. После этого приватизировать предприятие позволят компаниям с понятной структурой собственности за эти же $300 млн, и таким образом за эти деньги погасятся евробонды.