С 2017 года на рынке труда впервые встретились все четыре поколения: «бумеры», представители поколений Х, Y и Z. Они имеют разные ценности, подходы к работе, страхи. Многих это раздражает, а иногда пугает.
Рабочий конфликт
Двадцатилетний Денис рассказывает The Page, что работает с 15 лет: сначала курьером, потом – строителем, инструктором по пейнтболу, риэлтором, менеджером по продажам, сейчас – официантом.
Он признается: работает прежде всего для того, чтобы пожить для себя, попутешествовать по миру, ведь сейчас тратит деньги только на себя. Впрочем, он хочет, чтобы лет через 10 у него была постоянная работа, семья, собственная квартира, а не арендованная.
И, несмотря на желание работать и зарабатывать, у него возникают конфликты со старшими коллегами. Ведь он кажется им безответственным. Однако и ему не нравится, когда люди, которым уже под шестьдесят, видят в нем только работника, а не личность.
Пока работников из числа поколения Дениса меньшинство. По оценкам руководителя экспертно-аналитического центра кадрового портала Head Hunter Юлии Дрожжиной, наиболее многочисленное поколение сегодня — это Y, которым сейчас примерно 23-38 лет. Их более половины. На втором месте «иксы» — те, кому до 53 лет, их 26%. «Бебибумеры» и поколение Z – на последних ступеньках.
И все быстро меняется.
Что говорит наука
В мире сейчас популярна теория поколений, которую внедрили американцы Нейл Хоув ( Neil Howe ) и Уильям Штраус (William Strauss). Они считают, что поколения меняются каждые 20 лет. А люди, рожденные в один период, имеют одинаковые набор ценностей, модель поведения, взгляды на жизнь и на работу.
- Baby boomers («бэби бумеры») – самое старшее поколение, рожденное с 1940-го по 1959 год. Для них важны порядок, уважение и ответственное отношение к работе.
- X («иксы») – рожденные в 1960-1979 годах. Они превыше всего ценят успех и деньги. И согласны много работать, чтобы их достичь.
- Y или «миллениалы» – рожденные в 1980-1999 годах. Для них деньги уже не так важны, как для старших поколений. Их приоритеты – самореализация и баланс жизни и работы.
- Z или «зумеры» – молодые, рожденные с 2000-го по 2019 год. Это люди, которые никогда не жили без интернета. Их характер формировался под влиянием информационных технологий. С ними управляющие компаний имеют больше всего проблем, ведь те их совсем не понимают.
К чему стремятся поколения
«Бэби бумер»
«Вижу цель, не вижу препятствий» – я бы так охарактеризовал свое поколение. Это на самом деле такой себе советский «олдскул». В первую очередь для нас важны деньги, потом уже включаются другие вещи. Но лично я, скорее, амбициозный и идейный человек. Деньги для меня уже не имеют такого большого значения. Это, безусловно, инструмент, но не фетиш.
Проблема моего поколения в том, что они сами занимаются управлением. То есть они не делегируют, сами контролируют все процессы. А на самом деле это ни к чему хорошему не приводит.
Управленческие модели меняются вместе с новыми технологиями. Очень часто компании при такой модели управления (когда топ – он и владелец, и основатель, и акционер и исполнительный директор или генеральный менеджер) в результате сталкиваются с серьезными проблемами.
Однако я все больше замечаю, что у многих из моего поколения уже есть стремление выйти из бизнеса. И это логично. Дальше можно уже просто оказывать какое-то менторство молодым топ-менеджерам».
Чистый Х
«Большинство моего поколения — трудоголики. У них есть определенный перекос в жизненном балансе между работой и отдыхом, и они часто не осознают этого. Работа для меня лично и для тех людей моего поколения, с кем я сотрудничаю (с нашими клиентами в том числе), – это не столько о деньгах, сколько о самореализации, о возможности создавать компанию, о которой мечтаешь.
Молодое поколение более четко понимает важность баланса между работой, собственным развитием и отдыхом. Старшему поколению, менеджменту нужно это осознавать, иначе мы просто не будем находить общий язык.
Старшим людям сложнее работать с новыми технологиями. Для них сложно адаптироваться, когда работа слишком динамичная, много изменений, много командировок. Потому что уже больше ответственности перед семьей, детьми и так далее. Они довольно часто не могут уделять столько времени своему развитию, как более молодые люди.
Молодежь пользуется совсем другими средствами коммуникаций. Они приспособлены к большим скоростям, к совсем другому формату поиска и обработки информации. То есть это не само по себе поколение такое – это технологии меняют подходы к работе.
Скорее, можно сказать, что люди моего поколения живут во времена их поколения, а не они – в наш. Поэтому именно людям моего поколения приходится приспосабливаться. Если они этого не сделают, то потеряют возможности».
МИЛЛЕНИАЛ
«Миллениалам важно иметь и понимать смысл на рабочем месте. Молодежь все меньше и меньше хочет работать только ради денег. Для них важно понимать, что они изменяют своей работой, что оставят после себя. Как глобально на уровне компании, так и конкретно на своем участке работы.
Например, моя личностная миссия – улучшать мир вокруг — совпадает с миссией моей компании. На своем рабочем месте имею возможность развиваться, сотрудничать с лучшими специалистами, компаниями и партнерами. Зато от меня ожидают, что я буду классно и профессионально выполнять свою работу и буду предан своему делу.
Чем моложе люди, тем больше для них важен демократический стиль управления. Люди уже не так уважают авторитеты, и это абсолютно здоровый процесс. Нужно уважать конкретного человека, его навыки, характер, а не какой-то условный авторитет того, что она формально чем-то руководит в организации.
У нас в Prometheus работает всего 16 человек, и все очень разные – от 20 до 60 лет. Старший – режиссер, он прекрасный специалист. Нашему программисту, например, 25 лет, но он не уступает в своем профессионализме. Думаю, что выбор профессии больше зависит не так от возраста, как от самого человека».
ЗУМЕР
«Я лично работаю с 15 лет. Сначала курьером, потом – строителем, инструктором по пейнтболу, риэлтором, менеджером по продажам, сейчас – официантом. За деньгами не гонюсь: выбирая между вариантами «очень много работать и получить много денег» или «умеренно работать и иметь при этом возможность отдыхать, развлекаться», я, наверное, выберу именно второй вариант.
Работаю для того, чтобы пожить для себя, попутешествовать по миру, ведь трачу деньги только на себя. Конечно, через лет 10 хочется, чтобы уже была постоянная работа, семья, была собственная, а не арендованная квартира.
Старшее поколение очень плохо воспринимает, когда младшие позволяют себе опаздывать, быть неответственными. Они видят тебя прежде всего как работника, а не как личность. И ты должен делать свою работу, независимо от того, сколько тебе лет, хоть и 16».
Советы профессионалов
Если хотите заинтересовать молодежь, то ваша компания должна быть более креативной, технологичной, картинка должна быстро меняться, «драйвить» и ставить новые вызовы перед человеком. Так считает Владимир Коломоец, руководитель украинского офиса HR-компании Pedersen&Partners.
По его словам, идея о том, что «Москва не сразу строилась» или «Подожди, и твое придет», сейчас уже становится историей. Люди понимают, что от них зависит больше.
«Более молодые топ-менеджеры хотят меньше рутины и больше того, что их интересует и драйвит. Они хотят искать какие-то смыслы. «Игреки» уже не хотят идти каждый день по одному шагу, «есть слона маленькими кусочками». Молодые не хотят ждать. Они хотят съесть его всего сразу, отпраздновать и идти дальше».
Владимир Коломоец
Руководитель киевского офиса Pedersen & Partners
Молодые топ-менеджеры думают о себе. Они уже понимают, что их энергетика должна быть здоровой, а не токсичной. И если они будут пренебрегать своими желаниями и мотивационными факторами, то это не будет способствовать успеху всей команды.
По словам руководителя экспертно-аналитического центра кадрового портала HeadHunter Юлии Дрожжиной, работодатели часто сталкиваются с тем, что молодежь сегодня не хочет идти работать в компании в определенных отраслях – например, в аграрной, в промышленности. Вероятно, из-за того, что эти отрасли не адаптированы под интересы и потребности молодежи. Поэтому исследования разницы поколений и показывают, что именно ценностно для молодежи и что работодателю следует предлагать им в качестве своего конкурентного преимущества.
«Для молодых поисковиков часто работодатели в своих вакансиях обещают «дружный коллектив». Но когда мы смотрим на интересы молодежи, то для них более важны карьерные перспективы. Именно это надо выносить на первые позиции вашей вакансии».
Юлия Дрожжина
Руководитель экспертно-аналитического центра кадрового портала HeadHunter
Впрочем, все это деление на поколения в определенной степени является условным.
«Я вижу по себе, что я впитала что-то от «иксов», что-то от «зетов». «Чистых» видов не существует. И говорить о том, что у нас такой серьезный конфликт и мы никак не можем найти общий язык – это неправильно. Мы можем, только нужно желание для этого», — подчеркивает Дрожжина.
Кроме того, когда в компании есть представители не только одного поколения, то это создает более разнообразный коллектив и позволяет генерировать неожиданные идеи, видеть ситуацию с разных сторон.