Facebook Pixel

Базарный день. В Украине набирает популярность формат фуд-маркетов

Центральный вход  фудкорта KyivFoodMarket. Фото: thepage.ua

Центральный вход фудкорта KyivFoodMarket. Фото: thepage.ua

В Украину дошла мода на гастрономические площадки – фуд-маркеты и фуд-холлы. Это новое для страны явление, но абсолютно логичное, говорят участники рынка. Пока что особой конкуренции на рынке нет, но уже через пару лет он может значительно вырасти.

На прошедшей неделе, 25 сентября, в Киеве в одном из зданий на территории завода «Арсенал» открылось первое заведение нового для столицы формата — KyivFoodMarket. Открыли его одесский ресторатор Алекс Купер и киевский предприниматель Михаил Бейлин. Полтора года назад, летом 2017-го, Купер запустил в Одессе «Городской рынок еды». Фактически тогда в Украине этот формат был опробован впервые.

Как стало известно The Page, вскоре в Киеве появятся еще несколько подобных заведений.

Новое гастрономическое пространство откроет собственник «Фуршета» Игорь Баленко. Если вполне демократичный KyivFoodMarket работает в формате бистро при ресторане и рассчитан в среднем на 3 тыс. посетителей в день, то проект Баленко будет значительно больше и похож на российский фуд-молл «Депо. Москва». Он расположится в центре Киева на большой территории, со стоянкой для автомобилей посетителей в том числе.

Еще одно гастрономическое пространство откроется возле станции метро «Олимпийская». Свой фуд-холл на 2020 год готовит и основатель фестиваля Ulichnaya Eda Роман Тугашев, который в начале мая запустил на Речном вокзале БУХТА Food Station – по сути, сезонный «стационарный фестиваль» уличной еды.

Суть формата

Фуд-холлы и фуд-маркеты будут новым трендом в ресторанном бизнесе, говорит руководитель компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. Они обеспечивают сразу несколько преимуществ – разнообразие еды, внутреннюю конкуренцию, сервис и комфорт для посетителей. То, что зачастую на таком уровне не могут дать фестивали.

Фуд-маркеты предполагают закрытое помещение, которое работает круглый год и в котором есть возможность проводить публичные мероприятия. В Америке, Европе и Азии такая модель существует уже с десяток лет. Формат объединяет рынок/магазин фермерских продуктов и отдельные точки питания.

К примеру, в той же Москве фуд-холлов уже более десятка. Самый большой фуд-маркет — «Депо. Москва» – занимает 11 тыс. кв. м и обслуживает более 25 тыс. посетителей ежедневно. А арендаторами являются 75 корнеров (кухонь-ресторанов) и около полторы сотни лавок с различными продуктами.

Насонова объясняет популярность такого формата. Чтобы открыть полноценный ресторан или кафе, нужны большие инвестиции. Если их нет, у гастроэнтузиастов остаются только два варианта — или участвовать в фестивалях уличной еды, или идти в торговые центры. Но ТЦ устанавливают большие арендные ставки, которые зачастую неподъемны ни для кого, кроме сетевых заведений.

Торговый зал фудкорта KyivFoodMarket. Фото: thepage.ua

Торговый зал фудкорта KyivFoodMarket. Фото: thepage.ua

"В фуд-холлах же обеспечен спрос со стороны потребителей: люди хотят пробовать разную еду в одном месте и сэкономить при этом свое время. С другой стороны – это выгодное экономическое предложение для арендаторов, которые могут туда зайти», — говорит она.

Впрочем, по словам эксперта, открывшийся KyivFoodMarket не совсем соответствует формату своего названия – в нем нет конкуренции между ресторанами (каждая кухня специализируется на определенном виде еды), а само помещение достаточно небольшое. "Это больше объединение кухонь, принадлежащих узкому кругу рестораторов. Хотя у них и достаточно продуманная концепция», — отмечает Насонова.

Сам Алекс Купер называет свою бизнес-модель не совсем стандартной. «Здесь мы выступаем оператором и зарабатываем на аренде, а не на еде, как в ресторанном бизнесе», — отмечает он.

Раскрывать сумму инвестиций он отказывается. По оценке участников рынка, проект обошелся авторам до $5 млн.

Купер отмечает, что когда в 2017 году он открывал рынок еды в Одессе, ему приходилось долго искать арендаторов – многие рестораны боялись открывать свои точки в новом формате. В Киеве такой проблемы уже не было – его основным партнером стала сеть ресторанов La Famiglia Михаила Бейлина (Vero Vero, Vino e Cucina, Catch).

Что дальше

Задумываться о новых проектах участники рынка начали относительно недавно. «Я за последние два года видел презентации как минимум 30 проектов. Одни к строительству даже не дошли, другие начали, но не закончили», — говорит Купер, добавляя при этом, что готовится к тому, что таких заведений в Украине вскоре будет много.

Quote«Пока сегмент не насыщен. Операторов в достаточном количестве просто нет. Киеву нужно 2-3 фуд-холла/маркета, тогда каждый найдет свою целевую аудиторию», — рассуждает основатель «Уличной еды» Роман Тугашев.

«Пока сегмент не насыщен. Операторов в достаточном количестве просто нет. Киеву нужно 2-3 фуд-холла/маркета, тогда каждый найдет свою целевую аудиторию», — рассуждает основатель фестиваля фестивалю Ulichnaya Eda Роман Тугашев.

Свой фуд-холл на более чем 4000 кв. м Тугашев собирается открыть в 2020 году. Речь идет, по его словам, о «сотнях миллионов гривен инвестиций». «Это принципиально новый концепт для города, со средним чеком 170-200 грн», — отмечает он.

Формат фуд-маркетов играет на руку и активно развивающемуся рынку доставки еды и его самым известным игрокам UberEats или Glovo. Последняя намерена открыть свой, отдаленно похожий формат так называемых dark kitchen — по сути, «теневых» помещений для ресторанных кухонь, которые готовили бы еду исключительно для доставки. Запуск этого проекта в Киеве испанцы пока отложили на следующий год, сказал The Page совладелец компании Саша Мишо.

Поблагодарить 🎉