Платформа проверки истории автомобиля carVertical провела исследование, основанное на историях без малого 900 тыс. автомобилей, предлагающихся на вторичном рынке. Выводы неутешительны: скручивание одометра — самая распространенная схема мошенничества при продаже б/у автомобилей.
Наибольшее распространение эта схема получила в Центральной и Восточной Европе. Столица мошеннического рейтинга — Латвия, где одометры скручены у более чем у 24% подержанных автомобилей. То есть с обманом сталкивается каждый четвертый покупатель на местной «вторичке».
Группу преследователей возглавляет Румыния. Там проблемы с реальностью пробега выявлены почти у 20% транспортных средств. А это значит, что вмешательству мошенников подвергся каждый пятый подержанный автомобиль. В спину лидерам дышат Эстония и Литва, занявшие в этой антиолимпиаде третье и четвертое места практически с синхронными (18,9 и 18,3%) показателями. Замыкает топ-5 стран с более высоким процентом скруток Россия. Вторую пятерку открывает Украина, обогнавшая США, Венгрию и Германию.

Рейтинг авторынков, где чаще всего скручивают пробег. Таблица: carVerical
Ситуация в большей части стран Центральной и Южной Европы выглядит заметно лучше. Но даже на более стабильных рынках подлог с показателями пробега является наиболее популярной мошеннической схемой. Как минимум каждый 10-й подержанный автомобиль, проверенный в Чехии, Словакии, Словении, Хорватии и Сербии, был «омоложен» соответствующим образом. При этом доля зарегистрированных автомобилей в Польше и Венгрии достигла 12 и 14% соответственно.
«Проблемы с прозрачностью подержанных машин в Европе ежегодно обходятся автомобилистам в миллиарды евро, — отмечает глава отдела коммуникаций carVertical Матас Бузелис. — Покупая дешево, люди думают, что совершают выгодную сделку. На самом же деле, если у автомобиля сомнительная история, покупатель может в конце концов потратить на ремонт гораздо больше запланированного. Согласно исследованиям, лишь в Европе он наносит экономический ущерб в размере более 9 млрд евро в год».
Основными источниками автомобилей для восточноевропейских рынков являются Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Италия. Трансграничные соглашения по автомобилям рискованны, потому что именно в этом случае часто подделываются показания пробега. Скручивание одометров в автомобилях — это так называемое невидимое преступление. Проблема в том, что тамошние власти не могут эффективно отслеживать преступников, занимающихся деятельностью подобного рода.
В европейском законодательстве, описывающем наказание за такое преступление, есть правовые дыры. Да, в ряде западноевропейских стран «одометровых» мошенников штрафуют на значительные суммы или даже садят в тюрьму. Но обычно у властей не хватает ресурсов для решения таких проблем, особенно в странах с высоким средним возрастом автомобилей.
Прошлый год стал непростым для автопрома из-за кризиса полупроводников. Те, кто панировал поменять автомобиль на новый, вынужден был отложить покупку — склады опустели. Похожая история с теми, кто ездил на арендованных или корпоративных автомобилях. Аналогичная картина и на вторичном рынке, где спрос давно опережает предложение. А значит, количество мошеннических схем растет в геометрической прогрессии.

Украина стала шестой в рейтинге стран, где больше всего автомобилей со скрученным пробегом. Фото: CarMarket
Само собой разумеется, что автомобиль с «вывернутым» одометром сложней и дороже в техническом обслуживании, не говоря уже обо всех трудностях с его дальнейшей перепродажей. По мнению г-на Бузелиса, покупатели часто переплачивают за автомобили со скрученными одометрами до 25% цены.