Тест Volvo XC40 T5 Twin Engine: два мотора, тройное удовольствие

Фото: «Авто года»

Тест-драйв Volvo XC40 T5 Twin Engine: два мотора, тройное удовольствие 

Первый шведский Car of the Year получил PHEV-версию и подтвердил свой референсный статус среди премиумных кросс-компактов.

«Что означает для нас Volvo?» – задаю я себе вопрос бренд-директора марки Артема Ткаченко из речи об итогах 2020 года. Безопасность. Надежность. Экологичность. Причем все три этих качества одновременно. Ведь если ты заботишься о близких, то не должен ограничиваться чем-то одним, например, только вопросами пассивной и активной безопасности. В равной мере ты ответственен, в каком состоянии оставишь планету детям.

Сегодня даже домохозяйки знают, какой бренд делает «самые безопасные в мире машины». Но мало кто знает, сколько автомобилей и манекенов расколотили под Гетеборгом перед тем, как объявить на весь мир – к 2030 году в ДТП не погибнет ни один водитель или пассажир Volvo. Я тоже, хотя по воле Одина (или чей-то ошибке), попал на час в закрытый на все замки «вольвовский» центр безопасности. Вход в который мог бы украшать лозунг «Бей своих, чтобы чужие боялись!», если б не самый настоящий погост у тыльной стороны комплекса. Целое футбольное поле из разбитых «легковушек» — и своих, и конкурентов. Даже уложенные штабелями краш-тестовые Ferrari не произвели такого впечатления, как эта батальная панорама «битых при Гетеборге». И судя по «тяжести» повреждений, внутренние стандарты Volvo куда суровей EuroNCAP.

Фото: Сергей Ильин

Обилие safety-технологий и ассистансов в автомобилях из Гётеборга всегда было больше, чем у кого либо, включая пассажирские лайнеры. Вот и XC40 буквально нашпигован всевозможными системами активной и пассивной безопасности, для перечисления которых понадобилась бы отдельная статья.

Сейф для семейных ценностей

Cargo-культ бренда Volvo начался в США в самом конце 60-х с универсалов 145-й серии. Они оказались настолько продуманными и неприхотливыми в эксплуатации, что без принципиальных изменений выпускались десятилетиями. Собирательный образ покупателя так же оказался «долгоиграющим»: женатый мужчина с высшим образованием, которому семейные ценности и чувство защищенности и комфорта важнее всяких там л. с и км/ч. Со временем даже появился термин Volvo-driver, обозначающий в высшей степени законопослушного водителя, педантично выполняющего все нормы ПДД.

По-северному сдержанный дизайн универсалов, лишенный модных элементов и вообще каких-либо украшательств, оказался настолько долгоиграющим, что определил корпоративную внешность марки на следующие 20 лет. Но все же самым удивительным качеством лапландских автомобилей оказалась их надежность. Многодетные американки среднего достатка до последнего игнорировали кроссоверную моду – их «шведские чемоданы», купленные сильно подержанными, никак не хотели ломаться, молча снося полный игнор с точки зрения обслуживания.

Один из внутренних опросов сервисной службы Volvo USA начала 90-х показал, что почти 20% владельцев не подозревали о существовании регламентных работ. То есть забота об автомобиле сводилась к заправке, мойке и доливу омывающей жидкости...

Скан: Volvo Ukraine

Главный минус T5 Twin Engine – цена. Обычно цена является ещё одним конкурентным преимуществом марки перед немецкими и британскими конкурентами. Но PHEV-гибридные версии всегда будут дорогими в силу своей сложности и технологичности. Если за «базовый» ХС40 просят 1,1 млн. грн, то наш R-дизайнерский «двухмоторник» оценён в 1,93 млн.

Подзаряжаемые испытуемые

А еще для меня Volvo – это самые первые электромобиль и PHEV- гибрид, которые довелось водить. В 2009 году на еще одном полигоне под Гетеборгом меня подвели к обычному с виду хетчбеку C30, багажник которого был занят непонятным эцихом. И с видом заговорщиков вручили вместо ключа подобие флешки, напутственно попросив «в поворотах резиной не пищать». Мол, это только прототип, и обут он в не совсем подходящие для быстрой езды покрышки — с минимальными пятном контакта и коэффициентом качения. Это сейчас шведы разрабатывают для подзаряжаемых ХС40 специальные шины совместно с лучшими поставщиками, а тогда им приходилось экспериментировать «на ходу».

Но сдерживаться было крайне трудно – испытательный трек оказался старой кольцевой трассой с весьма азартной связкой виражей. Сейчас так уже не строят – безопасность... Плюс сам по себе хетч буквально «провоцировал» атаковать более низким центром тяжести и невиданной доселе у Volvo динамикой. Но особенно линейным приростом тяги, казавшейся просто неисчерпаемой. Несмотря на то, что C30 не производил впечатления полуфабриката ни сборкой, ни управляемостью, на конвейер он так и не попал. Путь к выпуску первого электрокара марки — XC40 P8 AWD Recharge — занял еще девять лет. Причем появился он только после бензиновой и гибридной версий «сороковки». Ибо шведы прекрасно понимали – технологии аккумуляторов не позволяют предложить клиентам привычные автономность и скорость зарядки.

Фото: «Авто года»

Тест-драйв Volvo XC40 T5 Twin Engine: два мотора, тройное удовольствие 

Но прогресс не остановить: в Гетеборге планируют ежегодно презентовать минимум по одному электромобилю, чтобы через пять лет все продаваемые Volvo были или гибридными, или электрическими. А к 2030 году шведский бренд вообще должен отказаться от двигателей внутреннего сгорания.

Первые в мире

А вот plug-in hybrid-концепцию они поставили на поток достаточно быстро — еще в 2011-м, оснастив «вторым сердцем» универсал V60. И попали в самую точку. По словам г-на Ткаченко, в прошлом году в Европе на долю подзаряжаемых моделей пришлось 29% продаж, что сделало Volvo ведущей маркой электрифицированных авто в регионе. Кроме того, шведский бренд стал лидером рынка PHEV-гибридов в США.

На сегодняшний день «пхевы» выглядят единственной разумной альтернативой и бензиновым, и электрическим авто. Так, «наш» T5 Twin Engine на небольшие расстояния — до 50 км — ездит исключительно на литий-ионном аккумуляторе, что с запасом перекрывает среднестатистический ежедневный пробег европейца, составляющий 30-35 км. В более дальних поездках гибрид потребляет заметно меньше топлива благодаря системе рекуперации кинетической энергии. Шведы обещают экономию до 70%, но это даже если не в чем себе не отказывать, потребление бензина падает минимум на треть.

Фото: «Авто года»

Тест-драйв Volvo XC40 T5 Twin Engine: два мотора, тройное удовольствие 

Friend-зона

Ну и, само собой, управляется двухмоторник по-особенному. Благодаря тяговой батарее, помогающей ДВС разгонять кроссовер, езда на нем ощущается куда бодрей, чем на «обычном» XC40. 3-цилиндровый 1,5-литровый турбомотор развивает 180 л. с. и 265 Нм, а 60-киловаттный электромотор — 82 л. с. и 160 Нм. Суммарная отдача силовой установки T4 Twin Engine составляет 262 л. с. и 265 Нм.

А «особенная» подвеска R-design и эталонный контроль тяги превращают силовое руление в сплошное удовольствие. При этом, несмотря на спортпакет R-design, в кроссовере нет той пугающей остроты, которой наделены Audi Q3 Sportback или BMW X2. Дело в подходе – шведы намеренно ушли от спортивности, считая что ее в премиумном сегменте класса предостаточно. Их целью была «простота движения в городском потоке». Ведь минимум для трети покупателей этот паркетник станет не просто первым Volvo, но и вообще первым личным автомобилем. А значит необходимо сделать его максимально «дружелюбным», прощающим водительские помарки. И это действительно самый легкий в управлении и понятный Volvo, на котором мне приходилось ездить.

Фото: Сергей Ильин

При всей своей внешности городского модника XC40 – полноценный кроссовер с приличной внедорожной геометрией. 21-сантиметровый клиренс, 45-сантиметровая глубина преодолеваемого брода плюс солидные (21° и 29°), благодаря малым свесам и толково прорисованным бамперам, углы въезда/съезда. Отдельное спасибо за адекватную настройку трекшн-контроля – видно, что конструкторы не понаслышке знают, что такое кантрисайд.

Отличная обзорность благодаря высокой посадке, тонким стойкам и грамотно расставленным зеркалам заднего вида. Квадратный капот облегчает понимание габаритов, руль оптимален по хвату и в меру «синтетичен» по настройкам усилителя. Бодрый разгон с места и ускорение сходу, «прозрачная» связь по акселератору и тормозному усилию, которое не особо меняется даже в полярных настройках.

Переключения 7-ступенчатой АКП с двойным сцеплением бесшовны, словно катишь на электрической версии XC40. Одним словом, кроссовер не требует особого привыкания – сел и поехал. Никаких проблем или пробелов во взаимопонимании — максимально дружественный автомобиль. Если бы мне пришлось сдавать экзамены не на ЗИЛ-130 с вылетающими передачами и разбитыми зеркалами, а на этом T5 Twin Engine, накануне я бы спал сном Тора.

T5 Twin Engine – автомобиль в высшей степени сбалансированный и гармоничный, а значит позволяет ехать так, как душа пожелает. Хочется атаковать – активируй нужные настройки, проверь давление в шинах – и вперед! Хочешь ехать расслабленно (а XC40 настраивает именно на такой темп) — просто подбери соответствующую музыку.

Причем у новичков есть некоторые преимущества перед олдскульными водителями. Последние то и дело скрипят по поводу и непривычной «архитектуры» фирменной мультимедийной системы Sensus и нефиксируемого джойстика КПП, требующего двойного покачивания. Но это дело привычки, а вот с ручками-хваталками действительно получилось непонятно – их нет ни на потолке, ни на дверных панелях.

Фото: Сергей Суховский

Скандинавский дизайн чувствуется не только в оформлении интерьера, но и в общей продуманности салона. Рекордные по вместимости полости в дверях, лоток для ноутбука под подушкой водительского кресла, мусорный ящик и крючок для сумок на крышке бардачка. Даже такая, казалось бы, обыденная вещь, как площадка для беспроводной зарядки установлена под таким углом, чтобы и смартфон не скользил, и его экран был виден. Моё знакомство с XC90 состоялось ещё в марте 2018 года, но я до сих пор открываю для себя всё новые и новые тайнички, слоты и ниши, которые спрятаны в салоне.

Скандинавский дизайн

«Лучший дизайн – отсутствие дизайна» — любил наставлять своих конструкторов Стив Джобс. На первый взгляд, салон ХС40 выглядит незамысловато – даже явно устаревшие интерьеры Infiniti и Lexus смотрятся на его фоне стилистическими откровениями. Но за внешней простотой скрывается практичность и продуманность – главные составляющие скандинавского подхода к оформлению интерьеров. Аналогичная картина и с выбором материалов, качеством отделки и тщательностью сборки. Не то щчто японцам с американцами – иным немецким брендам есть чему поучиться у шведов в плане сочетания оттенков, фактур и материалов. Отдельная услада эстета и перфекциониста – обшитая кожей «изнанка» лепестков переключения передач. Сегодня так заморачиваются разве что Porsche и Alpina.

Фото: Сергей Суховский

Тест-драйв Volvo XC40 T5 Twin Engine: два мотора, тройное удовольствие 

Но, как по мне, главная кадровая потеря Volvo последних лет – экстерьерный дизайнер Иан Кеттл, «схедхантеренный» Tesla Motors. Именно он нарисовал сначала концепт-кар 40.1, а затем и сам ХС40, после чего получил предложение от Илона Маска, от которого не смог отказаться. Да, рубленные формы в наш век унисекса и толерантности смотрятся немного претенциозно, но придают самому маленькому Volvo не просто так не достающую марке в последнее время самобытность, но и необходимую долю мужественности.

Последние годы разве что ленивый не пинал шведов за «матрешочный» подход к дизайну, самобытная внешность XC40 — самое то. Тем более что все сделано настолько ювелирно, что граненно-маскулинный стиль ничуть не отторгает женскую аудиторию, которая у Volvo с незапамятных времен заметно выше, чем у конкурентов. Так что не только привередливая андерсеновская принцесса, но и Грета Тумберг наверняка будет удовлетворена творением соотечественников.

Кроме того, рубленные грани и плоские поверхности ХС40 перекликаются с угловато-чемоданной стилистикой Volvo 70-х и 80-х, когда компания находилась в зените популярности. И пусть мистера Кеттла вдохновляли не столько тени забытых предков, сколько комиксы про роботов и научно-фантастические фильмы, выглядит ХС40 достойным наследником «неубиваемых универсалов» не только по части надежности и стандартов безопасности.

Фото: Volvo

Приличный для таких размеров багажник – «заслуга» излишне вертикальной спинки дивана. А по части организации пространства и внимания к деталям он не уступает салону. Продуманно буквально всё – от вариантов трансформации фальшпола до перегородок и крючков для найтования разных типов груза.


Читать на The Page