Facebook Pixel

Топ-5 самых эксклюзивных Bentley

Коллекция автомобилей правителя Брунея насчитывает более 7 тыс. экземпляров, но дело не в количестве, а в качестве. Уникальные модели Bentley и Rolls-Royce не имеют аналогов в мире, так как были созданы на заказ или малой серией. The Page собрала информацию и фото самых интересных авто из «гарема» Хассанала Болкиаха.

Коллекционирование авто — главная страсть Хассанала Болкиаха

В наше время редко попадаются монархи, о которых известно так много и так мало одновременно. Долгое время одним из самых богатых людей ХХ века считался Хассанал Болкиах, султан государства Бруней-Даруссалам. Никогда о таком не слышали? Ничего удивительного — это крошечный кусочек суши острова Калимантан, его территория заметно меньше любой из областей Украины. Но при этом куда богаче в плане нефти.

Сев на трон в 1968 году, султан со временем сосредоточил в своих руках всю власть в стране, став одновременно главой религиозной общины, премьер-министром, министром финансов и министром обороны.

Главная страсть самого занятого чиновника крошечного острова – коллекционирование автомобилей. Его собрание одновременно и самое обширное, и самое ценное — порядка 7,2 тыс. экземпляров общей стоимостью более $5 млрд.

Несменяемый глава Брунея – большой друг нашей страны. Он является кавалером орденов князя Ярослава Мудрого I степени и «За заслуги» I степени, врученных монарху в 2004 и 2011 гг. соответственно.

Хассанал Болкиах и Виктор Янукович. Фото: пресс-служба президента Украины

Хассанал Болкиах и Виктор Янукович. Фото: пресс-служба президента Украины


Но дело не столько в количестве, сколько в уникальности автомобилей, ведь большая часть султанского «гарема» – поистине шедевральные экспонаты. Будучи самым обеспеченным (и, что немаловажно, не мелочным) коллекционером, Болкиах брезгует б/у автомобилями, то есть не собирает антикварные и винтажные ретрокары, пребывавшие когда-то в чьей-то собственности. Единственное исключение, подтверждающее правило, – чемпионские болиды «Формулы-1» последних 40 сезонов.

Жемчужиной султанского «гарема» являются автомобили, созданные по его заказу в единичном экземпляре или малой серией, – по малопонятной причине он предпочитает заказывать сразу 5 — 7 экземпляров. И речь не о нюансах отделки или особой окраске, чем грешат автопроизводители при выпуске «оммажей», юбилейных и прочих лимитированных серий. В случае с правителем Брунея все с точностью до наоборот.

В том числе и что касается публичности — не существует даже качественных фотографий, не говоря уже о видео. Более или менее уверенно мы можем говорить только о тех моделях, которыми пользуется его брат, постоянно живущий в Лондоне.

Английский пациент: любовь к маркам Bentley и Rolls-Royce

Получив военное образование в Великобритании (Бруней до 1984 года был под ее протекторатом), господин Хассанал стал англофилом и питает особую любовь к маркам Bentley и Rolls-Royce, долгое время бывшими двумя сторонами одной медали.

Примерно треть его собрания состоит из автомобилей этих марок – начиная с 1984 года, он ежегодно заказывал с дюжину особенных версий всех серийных моделей обеих марок. И скупал буквально все концепт-кары из Крю – благо, из-за причудливой внутренней политики компании до 1994 года они широкой публике не демонстрировались. Этот королевский шопинг здорово помог британцам не обанкротиться в 90-е.

На сегодняшний день в монарших ангарах (их общая площадь – 2,1 кв. км) насчитывается 362 спорткара с окрыленной «В» на капоте. Больше всего моделей, построенных на базе купе Continental R, – 106 шт. Следом идут различные версии седана Turbo R и кабриолета Azure – 40 и 29 экземпляров соответственно. И даже шесть «полноприводных экипажей для охоты на острове Борнео», отгруженных в 1998 году.

Да-да, Bentayga – вовсе не первый внедорожник, построенный в Крю. До всеобщего помешательства на люксовых внедорожниках оставалось лет семь, а до появления «бентейги» – почти двадцать…

Первый внедорожник Bentley — Dominator 1998 года. Фото: Autocar

Первый внедорожник Bentley — Dominator 1998 года. Фото: Autocar

Bentley Dominator (1998 г.)

Поначалу британцы думали отказаться от заказа – ничего подобного они никогда не строили, не было ни полноприводной трансмиссии, ни подходящей рамы. Но сомнительная перспектива увидеть внедорожник Bentley авторства какого-нибудь ателье сделала свое дело. Да и определение «выставите такой счет, который посчитаете нужным» дорогого стоит. Плюс с конструкторской точки зрения это был очень интересный заказ – настоящий инжиниринговый вызов.

В 1998 году британский еженедельник Autocar опубликовал снимки из терминала аэропорта «Хитроу», где к погрузке готовилась партия роскошных внедорожников. Несмотря на фамильные черты Bentley вроде радиатора, дисков и характерной пластики кузовных панелей, поверить в то, что это были именно Bentley, не было никакой возможности. Все, что удалось узнать о технической стороне проекта Dominator, так это о наличии силовой структуры и трансмиссии Range Rover второго поколения. Точно известны только VIN-коды всех шести моделей, а также то, что обошлись они брунейским налогоплательщикам в $27,6 млн. Громадная по тем временам сумма (топовый Range Rover стоил $56 тыс.) включала в себя плату за уникальность — чтобы никто не смог заказать себе такой же или подобный автомобиль.

В 2011 году в Хитроу папарацци опять засняли дружную шестерку «доминаторов», возвращающуюся в Бруней после планового обслуживания. Как и в случае с лимузинами королевы, в Крю должны быть уверены в техническом состоянии своих автомобилей.

Кабриолет со съемной жесткой крышей из углеродного волокна Bentley Java. Фото: Bentley

Кабриолет со съемной жесткой крышей из углеродного волокна Bentley Java. Фото: Bentley

Concept Java (1994 г.)

Будучи особым заказчиком, со временем султан оброс многочисленными преференциями. Например, ему устраивали допремьерные показы и серийных, и концептуальных моделей. И накануне 1994 года коллекционеру так понравился 4-местный кабриолет c близким ему именем Java, что он изъявил желание приобрести его сразу после дефиле по автосалонам. И оптом заказал еще 18 версий с разными кузовами, включая свой любимый Estate – 5-дверный универсал по-нашему. Чем здорово озадачил не только сотрудников Bentley, но и мотористов Cosworth – те в рекламных целях создали для «явы» уникальный двигатель в единственном экземпляре. По сути, это был формульный 3,5-литровый V8 с двойным турбонаддувом, разгонявший кабриолет со съемной жесткой крышей из углеродного волокна до 273 км/ч.

4-дверное купе Bentley Highlander, созданное исключительно для коллекции султана. Фото: Autocar

4-дверное купе Bentley Highlander, созданное исключительно для коллекции султана. Фото: Autocar

Bentley Highlander (1996 г.)

Помимо самого Bentley, правитель Брунея частенько размещал заказы на индивидуальные версии британских авто в кузовных ателье, специализирующихся на «индпошиве». Порой автомобили одной и той же партии параллельно делали в Великобритании, Франции и Италии. Hooper, IAD, Jankel, Heuliez, Pininfarina, Ital Design, Coggiola, Bertone – азиата «обшивали» лучшие из лучших европейских кастомайзеров и тюнеров. И хотя некоторые из их работ смотрятся, мягко говоря, не бесспорно, султану трудно отказать в дальновидности и чутье. Помимо тренда на роскошные внедорожники, он предугадал мировое увлечение спорт-турерами, универсалами повышенной проходимости и 4-дверными купе, то есть седанами с ниспадающей линией крыши.

В какой-то момент количество заказов и неиссякаемая фантазия щедрого заказчика вынудили Bentley создать первую в их истории модульную платформу ZH. Во многом именно благодаря ей на свет появился столь необычный в плане пропорций, но при этом весьма изящный Bentley современности – 4-дверное купе Highlander. Как водится, султан заказал сразу 6 экземпляров «горца», каждый из которых обошелся ему в рекордные для марки $4,5 млн.

Предшественник Bentley Continental GT — ретро-купе Buccaneer 1996 года. Фото: Autocar

Предшественник Bentley Continental GT — ретро-купе Buccaneer 1996 года. Фото: Autocar

Bentley Buccaneer (1996 г.)

Помимо форматов, султан нередко угадывал и дизайнерские тренды. Посмотрите на это чуть одутловатое купе 2+2, строившееся параллельно с Highlander. Стилисты Geoff Matthews Design создавали его одновременно в ретро- и бионическом стилях, стараясь переосмыслить стилистику довоенных Bentley. О Continental GT в 1996 году, разумеется, никто и не мечтал – все вырученные средства уходили на поддержание компании на плаву.

И все же у обоих спорткаров неожиданно много общего как в пластике, так и в пропорциях. Как и в случае с Highlander, на кастомном шасси были построены 6 экземпляров с фирменным 6,75-литровым турбированным V8, разгонявшим купе до 264 км/ч, – долгое время это был самый быстрый из серийных Bentley.


Bentley Val d'Isere 4x4 (1989 г.)

В дизайнере Роберте Янкеле всю его жизнь боролись два начала – инженерное и эстетическое. Благодаря первому, оставив мир моды, он конструировал весьма нетривиальные автомобили и военную технику, второе же постоянно вовлекало его во всевозможные авантюры. Выпуск 6-колесных суперкаров, реплик спорткаров 30-х, стретч-лимузинов – только часть из них.

К началу 80-х, после банкротства, британец вроде бы успокоился и нашел достойное применение своей склонности к эпатажному дизайну – рынок штучных автомобилей для клиентов из богатых нефтью арабских стран. Именно он создал первый внедорожник Bentley для господина Хассанала.

Правда, в основном это был Chevolet K5 Blazer 1981 года. Почему именно он? Дело в том, что Bentley и Rolls-Royce использовали автоматическую коробку передач Turbo-Hydramatic 400 производства General Motors. И Янкель смекнул, что раз у Blazer такая же трансмиссия, то он легко переживет свап британского V8. Осталось задрапировать салон и облагородить простецкую внешность – и Bentley Turbo 4x4 Jankel готов! Удивительно не только то, что султан купил этот «суповой набор», но и обращался к британцу и в дальнейшем.

Первый и пока единственный универсал повышенной проходимости Bentley — Val d'Isere. Фото: Robert Jankel

Первый и пока единственный универсал повышенной проходимости Bentley — Val d'Isere. Фото: Robert Jankel

В частности, для создания «универсала повышенной проходимости», как назвали бы Val d'Isere сейчас. Но это была не просто 5-дверная версия седана Turbo R 1985 года – Янкель применил более чем оригинальную систему 4х4. В случае застревания универсала водитель мог подключить передние колеса — через ременной привод их крутил персональный моторчик. Правда, работала такая трансмиссия только на скорости до 30 км/ч из-за опасности перегрева.

Впрочем, запомнился Val d'Isere другим – несмотря на несколько мещанский имидж универсалов, британец создал кузов удивительной чистоты линий, сумев выдержать фирменные пропорции и соблюсти стилистику Bentley. Эпатажность прорвалась наружу в канареечном окрасе экстерьера и интерьера. Тут вкусы создателя и заказчика совпали чуть больше, чем полностью.

Основой для Bentley Turbo 4x4 Jankel послужил GMC Jimmy 1981 года. Фото: Robert Jankel

Основой для Bentley Turbo 4x4 Jankel послужил GMC Jimmy 1981 года. Фото: Robert Jankel


Поблагодарить 🎉